Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Этот театр вы совсем не знаете»

Открытое письмо Аде Роговцевой
19 мая, 2005 - 20:19

Одно из непреложных правил для журналистов «Дня» — освещая ту или иную проблему, представить весь спектр мнений и точек зрения, даже если они диаметрально противоположны. Это, на наш взгляд, дает более полную и объемную картину происходящего. И главное — предоставляет больше шансов найти пути решения проблемы. Но, как это ни парадоксально, именно поэтому мы избегаем публиковать открытые письма. Поскольку в них эмоциональная составляющая зачастую превалирует над логикой аргументов, что способно окончательно завести в дебри взаимного непонимания. Сегодня мы решили сделать исключение, хотя и не уверены до конца, что поступили верно. Но мы любим замечательных актеров, подлинных корифеев отечественного театра, авторов письма. Понимаем, как непросто им было в данном случае взяться за перо, и не можем лишать их права быть услышанными.

Это — их ответ на интервью, которoe Ада Николаевна дала «Дню» (№79 80от 6 мая). Оно в свою очередь было реакцией на решение Министерства культуры и туризма о замене руководства театра и протесты коллектива по этому поводу («День» №№ 61, 64, 72). В общем без малого два месяца длится скандал вокруг Театра им. Леси Украинки, который чем дальше, тем больше превращается в конфликт интересов, где творческим проблемам попросту не остается места. А это уже дело не одного только театра, ведь, по сути, бренд «Театр русской драмы», создававшийся десятилетиями, — наше общее достояние. Не считаться с этим не может никто — ни коллектив, единодушно стремящийся оставить все, как есть и как было последнее десятилетие при Михаиле Резниковиче; ни «бывшие» лесинковцы — актеры и режиссеры, жаждущие перемен (любой ценой?); ни, наконец, Министерство культуры и туризма, на котором, на наш взгляд, во всей этой скандальной истории лежит едва ли не главная ответственность.

Хотя бы потому, что министерство как раз и призвано подобные конфликты разрешать еще в зародыше, конструктивно и взвешенно. И руководствоваться при этом интересами искусства, театра и зрителя. Возможно, дискуссия о творческих успехах и неуспехах Театра им. Леси Украинки давно назрела. Так давайте вести ее цивилизованно и интеллигентно, не перекладывая на прокуратуру, налоговую и прочие проверяющие органы. Их решения могут быть аргументом в споре, но театр все равно жалко. Похоже, чем бы ни кончилось дело, он уже понес потери. Подобные противостояния никогда еще не становились питательной средой для творчества. А продолжение все более эмоционального публичного выяснения отношений, непримиримое отстаивание «своей правды» все дальше уводит каждую из сторон от Театра.


Анна ШЕРЕМЕТ, «День»

Уважаемая Ада Николаевна!

С нескрываемым удивлением, огорчением и разочарованием мы прочли Ваше интервью в газете «День» от 6 мая 2005 года.

Мы искренне не понимаем, на каком основании Вы можете говорить о нынешнем Театре им. Леси Украинки, давать оценки его работе?! За последние одиннадцать лет Вы не переступили порога театра. Вы не посмотрели ни одного нашего спектакля. Вы не знаете того, что происходит в театре. Вы не можете ощутить ни творческого, ни морального климата в коллективе.

У нас создалось впечатление, что Вы говорите о каком-то другом Театре им. Леси Украинки. О том театре, когда Вы в нем работали, когда в нем каждые два-три года менялись главные режиссеры, среди которых были и такие, которые не могли работать без того, чтобы не сталкивать людей лбами, чтобы люди постоянно конфликтовали. Это для них, тех руководителей, была «нормальная» обстановка. Только тогда они могли «творить». О театре — без единых творческих критериев. О театре — многочасовых, подчас трехдневных партийных собраний, на которых некоторые артисты яростно защищали свои личные, клановые интересы и в эпицентре которых определенное время находились именно Вы, будучи в ранге секретаря парторганизации.

Сегодня Театр им. Леси Украинки — совершенно другой театр. За это время в театре поставлено более шестидесяти новых спектаклей. Среди них: великий «Каменный властелин» Леси Украинки, великая русская классика — «Ревизор», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Маскарад», из зарубежной классики — «Школа скандала», которая идет уже в течение десяти лет. У нас практически аншлаги весь активный сезон — с сентября по апрель.

За эти годы в театр пришли молодые актеры, которые на своих плечах несут репертуар театра, стали его мастерами. И называть этих актеров, которые не мелькают в низкопробных сериалах, не мелькают в рекламе, — серостью, нам кажется, неверно и неправильно. Зритель ходит в театр прежде всего смотреть спектакль, независимо от того, играют там звезды или нет. Если спектакль хороший, зритель будет ходить. А если спектакль плохой — никакая звезда его не спасает. Будем честны, так зритель не пошел на спектакль с Вашим участием «Благо-дарю».

За эти годы мы трижды гастролировали в Москве, а также по нескольку раз в Санкт-Петербурге, по Украине. Нам аплодировали зрители Германии, Израиля, Польши, Латвии. Мы принимали участие в престижнейших международных театральных фестивалях. Так, в 2004 году в Трабзоне (Турция) в рамках V Международного театрального фестиваля стран Причерноморья наш спектакль «Настоящий мужчина в начале тысячелетия…» Т. Дорста занял первое место. Мы собрали колоссальную прессу, как отечественную, так и зарубежную, где нашим гастрольным спектаклям даются самые высокие оценки.

Но ведь Вы, Ада Николаевна, об этом ничего не знаете и знать-то не хотите. Вам это неинтересно. Как же вы могли говорить о театре так пренебрежительно?! Заметьте, Вы во всех интервью говорите о себе в театре, а не о театре в себе .

У нас в театре сейчас нормальная творческая обстановка. Выходит много премьер в сезон. Прекрасное отремонтированное здание, которое раньше мы не могли привести в порядок в течение десятилетий. Много материально помогают молодежи, пенсионерам, которые уже не работают в театре и находятся ныне в очень плачевном состоянии. Помогают сотрудникам во врачебном обслуживании. Руководство также берет на себя расходы, связанные с ритуальными услугами. В театре и руководство, и профком никогда не отказывают в помощи ни одному члену коллектива в его горе, несчастье.

В театре действительно существует дисциплина, которая и должна быть в нормальном, настоящем театре, потому что атмосфера богемности хороша в очень небольших количествах. Ведь нельзя актеру доводить себя до состояния, когда с тобой невозможно работать на сцене. А ушедшие за последние несколько лет наши коллеги пребывали именно в таком состоянии. В театре присутствуют и смех, и радость, и общие праздники. Одно из свидетельств этого — возрождение традиций проведения театральных капустников, имеющих общегородской положительный резонанс. А это первый признак присутствия здоровой атмосферы. В театре кипит насыщенная творческая жизнь. Артисты готовят самостоятельные отрывки, показывают их своим коллегам. Проводятся Сценические чтения немецкоязычной драматургии. А юбилейный вечер, приуроченный к 75-летию театра под названием «И все это было… И все это будет…» (на который мы Вас приглашали, но Вы не пришли), по просьбе зрителей вошел в репертуарную афишу театра и целый сезон шел на аншлагах.

Наш разговор абсолютно откровенный. Нам неловко расточать елей в Ваш адрес: великая актриса. Мы, те, кто работал с Вами все те годы, что и Вы трудились в театре, можем сказать: Вы — хорошая актриса, может быть, очень хорошая в ряду многих других очень хороших актеров и актрис Вашего поколения, работающих в нашем театре.

Поверьте, они сделали в искусстве театра не меньше Вашего. А может быть, в чем-то и больше. У них были такие же, как у Вас, замечательные творческие победы. Они так же, как и вы, успешно снимались в кино. Их знает Киев, знает Москва. Их знают многие люди в разных городах нашей страны и за ее пределами. Но отличие все же есть. Во всяком случае, они не были, как Вы, неискренни в своих поступках И никто из них сразу же после развала Советского Союза не швырнул партийный билет и не говорил с высокой трибуны о том, что был вынужден работать в русском театре, как это сделали Вы.

Мы имеем право Вам это сказать, поскольку пришли в театр намного раньше Вас! И, в отличие от Вас, мы не научились плевать в свое прошлое. И намного больше Вас мы имели счастье дружески общаться и играть в одних спектаклях с великими стариками Театра им. Леси Украинки — М.Ф. Романовым, Ю.С. Лавровым, В.М. Халатовым, Е.Э. Опаловой, М.Б.Розиным. Поэтому не стоит Вам всуе тревожить их великие тени, потому что, кроме того, что они были замечательными актерами, они были еще и глубоко порядочными людьми, и о своих коллегах по искусству отзывались интеллигентно, корректно, не в пример Вам в Вашем интервью.

Ада Николаевна! Нам было стыдно за Вас! Нам кажется, что сейчас своим выступлением на пресс-конференции 29 апреля, своим интервью 6 мая Вы в глазах целого ряда людей перечеркнули многое из того хорошего, что осталось в воспоминаниях о том времени, когда Вы работали в Театре им. Леси Украинки.

В интервью вы говорите: «Я не забываю, что Михаил Юрьевич ставил прекрасные спектакли, в которых и я играла, но мы с ним совершенно разные по духу, взглядам и творчеству люди. Я как актриса не понимаю его термина «абстрактная органика». И тут же: «Сегодня я говорю о будущем Русской драмы, а я его вижу без Михаила Юрьевича». Логика, как нам кажется, здесь весьма нарушена.

Кстати, Вашими бесспорными сценическими удачами очень часто становились роли именно в спектаклях, поставленных М.Ю. Резниковичем, которого сейчас Вы так поносите. На протяжении восемнадцати лет с большим успехом Вы играли Лику Мизинову в «Насмешливом моем счастье» Л. Малюгина, а более десяти лет были блистательной Сесили в комедии О. Уайльда «Как важно быть серьезным».

Нам как-то неловко было прочесть в Вашем интервью пассаж о том, что Вам непонятна формула «абстрактная органика», и Вы ее отвергаете.

Хотелось бы напомнить Вам, Ада Николаевна, что эту формулу вывел не М.Ю. Резникович. Это формула его учителя, великого русского режиссера второй половины ХХ столетия — Георгия Александровича Товстоногова, который говорил о том, что не только в каждом жанре, но и в каждом новом спектакле актер должен искать свою — единственную, неповторимую — природу чувств, на основании которой и возникает единственная и неповторимая органика действия . И, возможно, потому, что Вы не нашли эту неповторимую органику действия у Б.Брехта в спектакле «Матушка Кураж и ее дети», где Вы играли главную роль, Вы потерпели жестокую творческую неудачу. Спектакль прошел всего несколько раз. Потому что природа чувств и органика у Б. Брехта совсем иные, нежели, скажем, у А. Чехова. И именно поэтому, снова- таки не найдя единственную органику чувств и действий, Вам не удалась и одна из главных ролей в спектакле «Кровавая свадьба» Ф.-Г. Лорки.

Мы считаем, что Ваш уход из театра как актрисы, сыгравшей на этой сцене шестьсот спектаклей «Варшавская мелодия» и другие роли, никак не связан с виной М.Ю. Резниковича, с его приходом в этот театр и назначением генеральным директором-художественным руководителем.

Ада Николаевна! Вы хотите стать художественным руководителем Театра им. Леси Украинки?! Но имеете ли Вы право — руководить театром, которого, повторяем, Вы уже практически совсем не знаете?! Как это ни жестоко говорить, но этот театр нынче чужой для Вас!

Художественный руководитель театра — это профессия. Даже не каждый режиссер, не говоря уже о том, что Вы, Ада Николаевна, и не режиссер, может стать художественным руководителем театра. Это — очень сложная профессия для человека, который должен во имя блага коллектива поступиться своими личными амбициями. Это — профессия, и этой профессией владеет М.Ю. Резникович. И он доказал это, потому что за одиннадцать лет его руководства театр очень вырос. Сегодня театр находится на хорошем творческом уровне. И, скажем честно, нас сейчас беспокоит объявленный конкурс на замещение должности руководителя театра, который сейчас намечается. Кто будет решать-то? И почему коллектив театра в эпоху демократии игнорируется?

И еще… Задумывались ли Вы над тем, почему все артисты Театра им. Леси Украинки, за исключением О.В. Сумской, поддерживают М.Ю. Резниковича?! Но разве только артисты?.. Гримеры, костюмеры, монтировщики, осветители, работники хозяйственных служб…

Да потому, что в театре творческая атмосфера , потому что в театре думают о каждом сотруднике — и в этом, прежде всего, заслуга М.Ю. Резниковича.

Ада Николаевна! Читать Ваше интервью горько. Непросто было и отвечать. Но мы не имеем права молчать, потому что думаем о судьбе нашего родного Театра им. Леси Украинки, который за одиннадцать лет — с тех пор как Вы ушли, — реально стал для Вас чужим.

М.З.ШВИДЛЕР,
народная артистка Украины, работает в Театре им. Леси Украинки 60 лет
А.З.СМОЛЯРОВА,
народная артистка Украины, работает в Театре им. Леси Украинки 53 года
Н.Н.РУШКОВСКИЙ,
народный артист Украины, работает в Театре им. Леси Украинки 53 года

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ