Смерть белорусского активиста Виталия Шишова всколыхнула общественное мнение в Украине и в белорусской диаспоре в разных странах. О том, как она отразилась непосредственно в Беларуси ничего сказать нельзя, так как там информационное пространство жестко контролируется.
Версию самоубийства можно рассматривать, но по всему она крайне маловероятна. Можно с большой долей уверенности говорить, что произошло убийство, и оно носит политический характер.
Первый и главный вопрос: cui prodest? — кому выгодно? Ответ достаточно очевиден — это белорусский диктатор Александр Лукашенко. Однако этот ответ является совершенно неполным и политически в чем-то наивным.
Понимая психологию картофельного фюрера, легко предположить, что он начал расширять пространство террора против своих оппонентов за границы собственной страны. С самого начала было понятно, что поток белорусских политэмигрантов в Украину и не только, будет инфильтрован значительным количеством сотрудников белорусских спецслужб. Это объективный процесс. Другой вопрос, какие выводы и какие действия предприняла украинская власть, чтобы помешать такому развитию событий и ограничить возможности активной работы иностранной агентуры в нашей стране.
Представляется, что убийство Шишова не сводится к банальному террору спецслужб Лукашенко против своих политических противников. Есть гораздо более значительные цели, в том числе пропагандистского и стратегического характера. И выбор украинской столицы, как места реализации их, совсем не случаен.
Во-первых, совершить террористический акт в отношении лидеров белорусской оппозиции в европейских странах, в первую очередь в Литве и Польше, относительно сложно, так как они плотно опекаются местными органами.
Во-вторых, в указанных странах присутствует как белорусская, так и российская агентура, но она не настолько пронизывает государственный аппарат, как, мы вынуждены признать, в Украине. Так сложилось исторически, а все власти в нашей стране недостаточно уделяли внимания чистке наших органов в столице и на местах. Если прямая российская агентура засела в Верховной раде, имеет разветвленную структуру по стране, то особенно удивляться нечему.
В-третьих, убийство даже не информационно раскрученного политэмигранта должно показать тем белорусским гражданам, которые бегут из страны в Украину, что в ней их легко достанут и на защиту им рассчитывать не приходится.
Если Шишов действительно занимался верификацией белорусской агентуры в Украине и сообщал об этом нашим органам, то сколько университетов надо окончить, чтобы понять степень угрозы для него и его ближайшего окружения. Или наша контрразведка совершенно беспомощна, или здесь надо искать более глубокие и политические причины ее очевидного провала.
В-четвертых, Украина выбрана и по той причине, что здесь могут концентрироваться те из противников режима Лукашенко, которые настроены более радикально и в определенный момент времени будут готовы взяться за оружие, причем разных видов, и перейти к силовым методам борьбы. С учетом особенностей прохождения украинско-белорусской границы и настроений в обществе, где есть достаточное количество белорусов прошедших школу Донбасса, в Минске серьезно обеспокоены такой перспективой. Убийство Шишова является сигналом в первую очередь для них.
В-пятых, как и убийство Павла Шеремета, новый акт террора должен показать всему миру слабость украинской власти и вроде бы подтвердить, что Украина действительно failed state. В Киеве иностранные спецслужбы творят что хотят, а власть либо не может, либо не хочет им противостоять.
Убийц Шеремета либо не нашли, либо не хотят международного скандала, так как боятся назвать имена, пароли, явки. Результат такого вихляния налицо. Новое убийство, а руководитель полиции говорит, что ушибы на теле Шишова не из-за пыток, а от какого-то падения. И никаких заявлений о слежке за Шишовым не получали или не хотели реагировать. Начинаются бюрократические игры в оправдание своей бездеятельности.
По определению у такого убийства есть внешнеполитическая составляющая, и она в большей степени исходит не из Минска, а из Москвы.
У Лукашенко довольно узкие цели в отношении белорусских оппозиционеров, в частности, в Киеве. Либо выкрасть и доставить в Минск для дальнейших действий по типу Протасевича, либо убить. Отношения двух стран испорчены настолько, что белорусскому диктатору терять нечего. В этом смысле у него руки развязаны.
Возможно временное совпадение убийства Шишова и побега Кристины Тимановской случайное, но в пропагандистском плане инцидент в Киеве дает возможность переключить внимание с токийской неудачи на вроде бы никчемность украинской власти. В понимании Лукашенко для внутренней белорусской аудитории это должно сработать.
С другой стороны, такие теракты должны в какой-то мере воздействовать, если не сказать запугать, на украинскую власть, чтобы она несколько умерила свой антилукашенковский пыл и остерегалась предпринимать дальнейшие шаги, например, санкционные.
У Москвы цели гораздо более широкие. Здесь вполне применима латинская формула fecit cui profuit — совершил тот, кому это было полезно. При всей инфильтрации белорусской агентуры в ряды оппозиционеров, возможности КГБ Беларуси ни в коем случае не сравнимы с теми, чем в Украине располагает ФСБ и другие российские спецслужбы. Как и в варианте с Протасевичем без московских людей не обошлось и в этом случае. В планировании просматривается рука Москвы и это в прямом смысле слова.
После предупреждения Байдена в Кремле поняли, что прямая масштабная агрессия против Украины весьма чревата. Поэтому перешли к другим способам расшатывания и дестабилизации внутренней ситуации в Украине.
С другой стороны, такой удар по киевскому имиджу накануне визита Владимира Зеленского в Вашингтон очень нужен Москве в качестве очередного доказательства, что украинская власть слаба и не может контролировать ситуацию в стране. Кому вы поставляете современное оружие и оказываете финансовую помощь, если все это не впрок и уходит в песок.
Именно Москва должна получить главный профит от киевского убийства и именно там следует искать вдохновителей и планировщиков произошедшего. Черная и грязная работа, вполне вероятно, была выполнена агентами КГБ Беларуси. Там таких мясников достаточно. Кстати, выявить их будет относительно несложно при достаточном профессионализме и желании украинских органов. С первым особых проблем не будет, а вот со вторым возможны вопросы.
Если в украинских высоких коридорах власти понимают какую пощечину Минск и Москва им влепили, и трезво оценят ее международные и другие последствия, то примут энергичные меры по купированию возникшей угрозы.
Убийство Шишова имеет бризантные последствия. Его расследование и последующие действия должны исходить из этого факта. От того как быстро и комплексно отреагирует украинская власть зависит очень многое. В том числе и результаты визита в Вашингтон.