Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Инновация и Право: европейский контекст

16 августа, 2003 - 00:00

Поиск путей вхождения экономики Украины в мировое, и, особенно, в европейское пространство требует принятия ценностей, которые сформировались в «Старом Свете» в течение веков и просты для их понимания, если следовать сформировавшимся традициям. Наивно думать, что «старая» Европа примет в себя народ, который не умеет ценить достижения ее цивилизации. Ведь большая армада экономически активных людей, не справившись с этой системой ценностей, отправилась за океан строить свою новую страну — США. И хотя с тех пор в Европе многое изменилось, но традиции всегда останутся в культурной памяти народа.

В чем же заключаются эти ценности? Можно просто ответить — в соблюдении принципов права, гуманитарных религиозных принципов, права интеллектуальной собственности, высоких уровней доходов на душу населения, умелого использования финансовых инструментов. Иногда мы и не догадываемся, что в одни и те же слова европейцы вкладывают несколько иные оттенки, нежели мы. А основой для этого являются их культурные традиции.

В полной мере это касается и традиций формирования основ национальных инновационных систем. Речь идет о демократических и противоположных им административных принципах, составляющих основу архитектуры национальных инновационных систем.

Традиционно под правом мы понимаем юридическую сторону вопроса. В таком аспекте мы знаем и римское право. Значительно менее известен у нас гуманитарный фактор Римского Права. Однако в контексте процессов вхождения в европейское пространство именно в таком смысле оно может представлять для Украины интерес.

Римское право, замешанное на Христианстве, имело большое влияние на формирование европейских традиций эпохи средневековья, когда почти все страны оказались перед пост-рабовладельческой проблемой укрощения стихии орд свободных вооруженных людей, нападавших на торговые пути и города. Эта проблема была признаком времени. Она существовала у всех стран того периода — война за политическое влияние не могла проходить без войны за экономические регионы. И Европа, и Киевская Русь по-разному находили выход из этой проблемы, но механизмы ее преодоления наложили свои отпечатки и на экономические отношения, и на традиции. Без ключа к ним сложно понять современную Европу, как и свою страну.

Римское право в первую очередь означало, что граждане Рима имели право не быть рабами. Крылатое выражение римлян «Хлеба и зрелищ» не может принадлежать рабу. Право защищало римского гражданина — его мог судить только римский суд. Рим не унаследовал Право, а вывел его из ошибок Эллады, как делают вывод из неожиданного, шокирующего поражения богатого соседа. Причиной такого поражения для Греции стала ее финансовая система. В Древней Греции с ее великой культурой из-за сверхвысоких налогов и процентов ростовщикам почти все становились рабами. Даже купцы были рабами, чего не было ни в одной стране ни до, ни после Греции. Классическое рабство в Греции достигло апогея. Ученые-философы были рабами. Слово «педагог» в переводе с греческого языка — это раб, который занимался воспитанием детей.

Греческая экономика уничтожила себя изнутри подавлением внутреннего потребления, рабством собственных граждан, сверхбольшой налоговой нагрузкой, а главное — ростовщическими процентами. Даже внешнее потребление оказалось слабым, чтобы этот негативный фактор можно было компенсировать. Культура Греции имела большое влияние на развитие всего средиземноморского региона. Но Греция стала легкой добычей Македонии и Рима по той причине, что обессилела и потому не смогла реализовать собственное величие.

Рим стал великим государством по многим причинам. Главным образом из-за того, что перенял античную культуру Греции и дал Право собственным гражданам не быть рабами. Классическое рабство было и в Риме. Но рабом мог стать кто угодно, только не его гражданин. Тех, кто нарушал Право, наказывали римские легионы — распинали на крестах, стоявших вдоль дорог, которые строил Рим для содействия торговли своим гражданам. Это всем должно было напоминать, чего не нужно делать, — у того, кто был прикован к кресту, можно было спросить, из-за чего его распяли.

Институционная культура Рима, направленная на достижение меркантильных преимуществ, имела решающее влияние на европейские страны, которые непосредственно общались с Римом. Говоря современным жаргоном — которые имели доступ к «информационному коду» римского «бизнеса». И наоборот — странам, отрезанным от дорог, которые (непосредственно) «вели в Рим», как например Киевская Русь, было совсем непонятно, почему города должны получать Право и в чем здесь заключается меркантильное преимущество?

Нам это трудно понять и по сегодняшний день, ведь у нас другие культурные традиции. А ответ очень прост — поиск экономического баланса между войной и торговлей стал основой подобного вынужденного Права того времени. Европа раньше Руси столкнулась с проблемой укрощения большого нашествия вооруженных людей, оккупировавших все торговые пути.

Даже не Европа, а римляне ощутили, что армия уже не может эффективно выполнять функцию защиты торговых путей и справиться с вооруженными людьми, предки которых веками были рабами. Если таких людей не обратить в веру и не дать им альтернативу, они выйдут на большой путь торговых потоков, и риски для купеческих караванов вырастут. Держать постоянно наготове большое войско трудно даже сегодняшним развитым государствам — это также повышенный риск для доходов. Поэтому дешевле дать человеку Право и место, где он это право может реализовать, чтобы эти человеческие потоки могли туда стекаться.

Актуальность религии выросла. В случае, если Бога не было бы, его стоило выдумать. Религия играла роль критериев, «сита», через которое просеивались отношения и решался вопрос о предоставлении доступа к этому Праву. Таким критерием выступило Христианство. Сила его и авторитет по этой причине выросли до такого величия, что первый священник (кардинал) сравнялся с первым воином (королем). Во-первых, инквизиция — прообраз нынешних судов присяжных, формировала критерии такого отбора. А пытки инквизиции для непокорных (вероотступников) — очень весомые аргументы того времени для воспитания уважения к принципам Христианства. Во-вторых, вооруженные отряды рыцарей-крестоносцев — карающий меч Христианства для непокорных — не просто навели порядок в Европе, а очистили ее от бандитизма, установив ИЕРАРХИЮ, ПОРЯДОК и ЧЕСТЬ. Когда этот карательный отряд сделал свое дело, Европа, не зная, что с этим отрядом делать, отправила его в различные крестовые походы — отвоевывать у неверных Гроб Господень.

О силе наведенного порядка, понятий чести и порядочности, господствовавших после этого в Европе, можно составить представление только по одному факту — созданию в Антверпене первой в мире биржи. Большое количество товаров, которых ни покупатели, ни продавцы не видели и не держали в руках, перепродавалось на бирже. И ни у кого не возникало сомнение в том, что заявленное качество и количество товаров будет соответствовать документам. А иного и не могло быть — инквизиция и рыцарство воспитали и честь, и достоинство. Для представления важности события (ведь это же было Средневековье) вы можете сравнить состояние культуры современной торговли в Украине между «бизнесменами»? Слово «кинуть» твердо вошло в оборот. Можно ли говорить о том, что Европа обрадуется такому бизнесу?

Но самым главным в этом механизме, который касается укрощения враждебного нашествия и упорядочения общества, наверняка стало Право. Право человека не быть преследуемым, если он попадал в монастырь или в случаях, когда он доказывал свое пребывание в городе плодотворным трудом определенный срок. И хотя религия в средние века подавила инициативу многих людей, это было значительно меньшим давлением, чем подавление в Киевской Руси, где это происходило без создания института Права, а только путем междоусобной вооруженной борьбы.

В великом споре между Аристотелем и Платоном не было правых. Война и Право городов строили новую архитектуру общества Европы, в которой религия, наука и технология заняли такое же место, как и власть. Реализовалась идея Платона — масса людей вместо войны на торговых путях пошла в заготовленное для них другое, мирное русло. Их потенциал в формировании экономического могущества Европы был реализован начиная с эпохи Возрождения: люди переселялись в города, формируя цеха, мануфактуры, университеты — основные цепи инновационной системы.

Европа унаследовала Право у Рима, но европейское Право было значительно мягче римского. Пройдя путь через Византию, оно выразилось в разнообразных формах права европейских городов — «Швабское зеркало», «Дрезденское зеркало», «Магдебургское право» и тому подобное. Каждая форма права городов играла свою, отдельную функцию содействия развитию институциональной структуры общества Европы, это — отдельная большая тема. Однако одним из важнейших первичных форм Права стало право гражданина не быть наказанным, право на убежище. В том случае, если человек доказывал факт своего пребывания в городе 101 день, он получал это право.

Именно это — право граждан на альтернативу выбирать собственную дорогу: вместо бандитизма на дорогах — обучение в городах ремеслу или наукам. Это дало возможность впоследствии избежать хаоса, создать научные и культурные центры, университеты. Европейское право — это право на образование и профессию — демократическое по существу.

У Киевской Руси такого права и традиций не было никогда. Магдебургское право, которое получил Киев, касалось только отношений общин и купцов и было введено, когда украинский институционализм уже сформировался, а активность населения была не структурирована общественными институтами, а подавлена вооруженными отрядами властных князей — административное право. Даже сегодня человек, приехавший в Киев, не имея никакой поддержки, не сможет получить образование. И уровень поддержки науки известен, не говоря уже о том, что «княжество» и покорность ему, как особый стиль, характерный для московских традиций, пронизало все аспекты общественных отношений, в том числе и научных.

Европейские культурные традиции, касающиеся науки, религии, технологий, пришли к нам после известного петровского «прорубания окна» путем диффузии, а не путем генерирования собственными научными, религиозными, промышленными, финансовыми центрами. Как следствие, собственный ученый, художник, изобретатель, финансист — это никто, собственность князя, поэтому ими можно манипулировать или пренебречь. Почти аналогия с рабством Греции.

Европейская культура, особое уважение к Праву со стороны населения и правительств имеют совсем другой оттенок, чем в Украине. Основанное на глубоких традициях, это Право испытало себя не одно столетие. Вызывает сомнения, что европейцы поступятся этими традициями перед любой другой страной, какими бы комплиментами эта страна не мостила свой путь в Европу.

Главные показатели совершенствования, которые могут здесь нам послужить — это уважение основных прав и свобод, приоритет в защите национальных экономических интересов. В Европе никто не пойдет на ухудшение условий своей жизни ради другой страны, какие бы перспективы не вырисовывались. Этот путь может быть пройден только через сближение культур и повышение благосостояния населения. А интеллектуальная собственность, как основа развития современных инновационных систем, должен обрести особое Право. Можно сказать с уверенностью — без защиты прав изобретателя, ученого не может быть и речи о построении национальной инновационной системы по образцу европейской.

Игорь МАКАРЕНКО, кандидат экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ