Американцы намерены давить на Москву до полного освобождения украинского Крыма. Кремлевский план обменять признание аннексии полуострова на якобы мирное урегулирование на Донбассе и в Сирии себя не оправдал. Президент Владимир Путин с самого начала рассматривал «минский процесс» как механизм постепенного демонтажа суверенитета Украины, средство фактического признания «российского» статуса Крыма и частичного возвращения к Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений.
Теперь Белой дом и подчиненный ему Государственный департамент вынуждены усиливать давление на оккупированный Крым, который является «слабым звеном» режима Путина. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил о том, что Соединенные Штаты Америки обязательно вернутся к вопросу аннексии Россией Крыма после урегулирования ситуации на Донбассе. «Мы вернемся к вопросу Крыму. Я знаю, что президент России Владимир Путин ясно дал понять, что это обсуждаться за столом переговоров не будет. В какой-то момент он будет это делать, но сейчас мы должны остановить насилие на востоке Украины», - сказал госсекретарь.
Он отметил, что Вашингтон не принимает российское вторжение в Украину, которое стало основанием для «очень серьезного режима санкций». С точки зрения Москвы такие заявления являются неслыханной «наглостью». Председатель Государственного департамента (де-факто третье официальное лицо в государственной иерархии США) публично указывает Путину, что российский президент «никуда не денется» и все равно будет вынужден обсуждать вопрос Крыма. Кремлю было заявлено, что Россия не получит снятия санкций и не вернется в клуб цивилизованных государств, пока не освободит все оккупированные украинские территории.
Предыдущий глава Государственного департамента Джон Керри выступал с более сдержанными вещами, хотя общий смысл был таким же: Соединенные Штаты никогда не признают аннексию Крыма, секторальные санкции будут действовать до полного выполнения так называемых «минских соглашений». Такая позиция прошлой американской администрации была обусловлена разными факторами. С одной стороны, команда Барака Обамы оставляла Москве поле для маневра, Путина не сильно «били» за аннексию Крыма и давали возможность выйти с Донбасса и начать переговоры о полуострове. С другой стороны, американцы фактически связали руки сторонникам Путина в Европе и сделали все возможное для укрепления политики антироссийских санкций ЕС. При Бараке Обаме тема Крыма звучала в «фоновом режиме», но это не принесло Москве никакой пользы. Агенты Путина в Германии и Франции не смогли прийти к власти, хотя еще в 2015 году такая угроза была реальной.
Жесткое заявление Рекса Тиллерсона относительно аннексии Крыма обусловлено комплексом факторов. Белый дом вынужден действовать в политическом треугольнике: война в Украине, ситуация на Ближнем Востоке, где Кремль пытался спутать американцам все карты, и сугубо внутренняя ситуация в Вашингтоне. Спецпрокурор Роберт Мюллер проводит расследование возможного вмешательства российских спецслужб в президентские выборы в США в 2016 году. Бывший глава штаба Трампа Пол Манафорт, ранее работавший на украинского президента Виктора Януковича, сдался ФБР. Бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн признался, что врал о своих контактах с российским послом Сергеем Кисляком. Они обсуждали вопрос снятия санкций с России после избрания Дональда Трапа. Надо напомнить, что именно Флинн был руководителем американской военной разведки во время аннексии Крыма. Кроме того, сам Трамп во время предвыборной кампании сделал несколько скандальных заявлений относительно украинского полуострова. Летом 2016 года в интервью ABC News он намекнул, что может признать результаты фейкового крымского «референдума». «Знаете, народ Крыма, из того, что я слышал, хотел быть с Россией больше, чем там, где они были раньше. Вы должны это учитывать», - сказал Трамп. То есть кто-то из окружения тогдашнего кандидата в президенты Америки рассказывал ему сказки о крымском «референдуме». Для Москвы и крымских коллаборационистов это заявление стало настоящим праздником. Они решили, что, став президентом США, Трамп снимет с России санкции, введенные указами Барака Обамы.
Американская демократическая пресса и эксперты постоянно обвиняют команду Трампа, что она «работает» на Кремль. Некоторые аналитики настаивают, что он за первый год президентства смог подорвать авторитет американской демократии. Например, известный в США эксперт Томас Эдсолл в колонке, опубликованной в The NewYork Times, написал, что Дональд Трамп «сделал больше для подрыва основных принципов американской демократии, чем любой иностранный агент или иностранная пропагандистская кампания». Старший научный сотрудник Института Брукингса Генри Аарон высказался более жестко: «Трамп - это политическое оружие массового самоуничтожения для американской демократии... Если Путин поддержал его, чтобы нанести вред Соединенным Штатам, то он сбросил чрезвычайно «умную бомбу» прямо посреди Вашингтона».
Такие формулировки можно встретить всюду в американской прессе и на телевидении. В последний раз волна негативных эмоций поднялась после встречи американского и российского президентов на саммите АТЭС в прошлом месяце. Тогда Трамп заявил, что доверяет Путину, когда тот говорит, что не вмешивался в американские выборы. Противники Трампа в очередной раз задались вопросом: почему действующий президент США доверяет Кремлю больше, чем собственным спецслужбам и правоохранительным органам? В такой ситуации любое заявление со стороны Госдепа, которое в Москве могут воспринять как намек на признание оккупации Крыма или реализацию «минских соглашений» по сценарию Путина, автоматически будет воспринято как «работа на Кремль» с соответствующими последствиями. Поэтому Тиллерсону приходится, условно говоря, бежать впереди «антикремлевского паровоза», чтобы избежать возможных обвинений.
Следующий фактор, который заставляет Государственный департамент сильнее давить на Москву, - военно-политический. Здесь речь идет об ускоренной милитаризации Крыма, угрозах странам НАТО и возможности открытого вторжения россиян на Донбасс. Сейчас вероятность такого сценария невелика, но надо учитывать особенности психики кремлевской верхушки. Владимир Путин руководствуется имперскими стереотипами в отношении Украины, которую он не считает «настоящим государством». На последней срежиссированной пресс-конференции 14 декабря он в очередной раз обратился к воспоминаниям о том, как большевики якобы «подарили» Украине ее территории.
«В 20-х годах большевики почему-то решили, что все прилегающие к исторической части территории должны быть включены в создаваемую республику Украина. Причерноморье пошло туда, после Второй Мировой войны пошли западные области, в 1954 году взяли Крым туда отдали в нарушение действующего тогда законодательства, которое требовало согласия Верховного совета РСФСР. А решение принимал президиум Верховного Совета. Больше не буду ничего рассказывать, народ Крыма определился так, как он определился», - заявил Путин. На самом деле, учитывая советские нормы права, все было сделано законно. Российский президент в очередной раз пытался манипулировать историческими фактами для оправдания агрессии против Украины.
За последние четыре года политика Кремля стала весьма предсказуемой. Владимир Путин имеет ограниченные политические инструменты: военный шантаж, эскалация на Донбассе как способ поднять ставки в торговле с американцами. Все «мирные планы» Кремля - ловушка, попытки продать воздух за конкретное вознаграждение. В качестве примера можно привести план по размещению миротворцев на Донбассе, предложенный Кремлем. При детальном рассмотрении можно выяснить, что Москва пытается навязать абсолютно преступный вариант, когда «миротворцами» объявят российский оккупационный контингент. Цель Путина остается неизменной: ликвидировать Украину как независимое государство, избавиться от санкций и склонить Запад к признанию нового геополитического статус-кво.
Американские власти (особенно Конгресс) понимают, что Москва ведет политику в бандитском стиле: осуществляет военные преступления, перекладывает вину на жертв агрессии и всячески пытается уйти от ответственности. Своим «крымским заявлением» Тиллерсон фактически пригрозил ужесточить санкции против РФ в случае, если Путин пойдет на эскалацию на Донбассе или устроит очередную провокацию на «границе» с Крымом. Владимир Путин сам себя загнал в «крымскую ловушку»: отступать и потерять авторитет среди кремлевской верхушки или попробовать «добить» Украину, получив гарантированно жесткие санкции и поставки американского оружия в Киев. У Кремля нет возможностей выбраться из этой ситуации без существенных политических и экономических потерь.