В эксклюзивном интервью «Дню» Евгений Марчук отвечает на острые вопросы, главным образом, — почему он согласился принять участие в переговорах? Читайте в скором времени.
Минский формат переговоров получил принципиальную перезагрузку. Вначале своего представителя в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе заменила Россия — вместо посла РФ в Украине Михаила Зурабова интересы Кремля теперь представляет бывший посол России в Сирии Азамат Кульмухаметов. А на днях свой ход сделала Украина, существенно переформатировав и усилив наших переговорщиков в Минске. Представителем от Украины в Трехсторонней группе остался Леонид Кучма, но созданы дополнительные подгруппы по конкретным направлениям, которые возглавили в частности опытные и известные переговорщики. Итак, за безопастностную подгруппу отвечает Евгений Марчук, за политическую — Владимир Горбулин, за гуманитарную — Ирина Геращенко и Виктор Медведчук, за социально-экономическую — Игорь Веремий. Так называемые «ДНР» и «ЛНР» имеют своих назначенных Кремлем представителей.
Обновленный состав украинской делегации в тот же день сразу отбыл в Минск, где 6 мая были проведены очередные переговоры как в обычном формате, так и в отдельных подгруппах. Переговоры продолжались более четырех часов. «Мы собрались в Минске для запуска рабочих подгрупп по: безопасности, политическим вопросам, вопросам беженцев и гуманитарной помощи, а также по экономическим вопросам. Сегодня подгруппы впервые встретились, обсуждалась повестка дня следующих встреч. Работа прошла в конструктивном ключе. Заложили основы для возможности урегулирования всех вопросов за столом переговоров», — заявила после встречи представитель ОБСЕ Хайди Тальявини. Следующие встречи подгрупп запланированы на 19 и 22 мая.
Учитывая принципиальную позицию газеты «День, которая с самого начала выступала за «женевский формат», где присутствовали американцы, и против перехода на «минский формат», ситуация требует расстановки акцентов. Тем более, мы писали о категорической недопустимости назначения в качестве украинского представителя на переговорах в столице Беларуси экс-президента Кучмы. Ведь именно благодаря результатам его президентства и личной зависимости от Москвы мы, собственно, и имеем сегодня трагедию с оккупацией наших территорий и убийством тысяч украинцев. Однако, к сожалению, к нам не прислушались, а продолжили действовать в фарватере политики Путина («минский формат» — часть этой политики). Со временем это привело к крайне критической ситуации, которая сложилась с Донбассом, не говоря о Крыме. Полуостров сегодня мало кто вспоминает, даже из официальных представителей украинской власти. Итак, россияне все же навязали нам свою «повестку дня». Каков результат?
Официально. По словам Президента, суммарная группировка противника на Донбассе с учетом боевиков незаконных вооруженных формирований составляет более 40 тыс. человек, а российская военная группировка вблизи государственной границы составляет более 50 тыс. военнослужащих, что почти в полтора раза больше, чем в июле 2014 года. Более того, Петр Порошенко добавляет: «Росвоенторг» продолжает регулярно поставлять боевикам вооружение и военную технику, боеприпасы, вещевое имущество и топливо. Ружье, которое висит на стене, рано или поздно выстреливает. Это правило касается не только обычного театра, но и театра военных действий также». Добавим, что это стало возможным частности из-за вовлечения Кремлем Украины и западных стран в минские переговоры. А между тем Россия «напичкала» Донбасс в военном плане.
«Понятно, что враг подготовлен гораздо лучше, чем сегодня силы обороны Украины, — комментирует «Дню» директор Центра по вопросам конверсии и разоружения Валентин Бадрак. — Несмотря на то, что уровень боевого духа остается очень высоким в Вооруженных силах, и сделан действительно огромный шаг вперед в строительстве украинской армии, надо понимать, что силы остаются несопоставимыми для открытой масштабной войны, если Россия будет применять все те вооружения и технику, которые она получила в течение последних пяти лет. Не секрет, что после грузинской военной кампании Российская Федерация очень активно перевооружалась и имеет действительно технологические преимущества».
«В Украине в силу многих причин несколько тормозится вопрос серьезного перевооружения, — продолжу эксперт. — Во-первых, это ограниченный финансовый ресурс. Во-вторых, в этом задействован очень слабый административный ресурс. Я не вижу больших усилий правительства, в том числе, руководителя оборонной промышленности в такое время, когда де-факто идет война. Все эти вопросы влияют на структуру оборонного заказа и на качество выполнения. Поэтому я не вижу перспектив где-то, скажем, в этом или следующем году появления в Украине стратегического оружия сдерживания. Пока решается вопрос «латания» дыр непосредственно в зоне боевых действий, повышения мобильности, возможностей связи, целеуказания для оружия, восстановления артиллерии, ремонта военной техники, которая была повреждена».
Международный аспект. Как здесь изменяется ситуация? Как известно, Запад на нашей стороне, но учитывая отсутствие внутренних реформ, которые еще год назад обещала нынешняя власть, и требование западных партнеров наконец-то начать модернизацию страны, поддержка сегодня меняется. Тем более, страны Европы и Америки несут существенные потери от введенных против России санкций. А Путин, между тем, очень удачно использует слабые места европейцев: внутренние противоречия, финансовый рычаг и старые связи с отдельными странами — Германия, Франция, Италия, Венгрия, Греция ... «Европа сегодня остается фактически разобщенной и очень слабой в принятии своих ключевых решений, в том числе в вопросах усиления Украины, — отмечает Валентин Бадрак. — Администрация американского президента Обамы также все больше действует в очень ограниченном режиме в вопросах поддержки Украины».
Это объективная ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в результате ряда системных ошибок, которые допустила действующая власть. И проблема даже не столько в том, что она часто некомпетентна по многим направлениям (вспомним хотя бы эпопею с перевозкой украинцев после землетрясения в Непале), а в том, что власть не хотела учиться и прислушиваться к действительно профессиональным и опытным людям, не говоря уже о необходимости их непосредственного привлечения к государственным делам. Им давали советы не только на закрытых встречах, но и открыто указывали на дальнейшие шаги агрессора, а главное — как надо реагировать. Официальная страница Евгения Марчука в Facebook тому яркое доказательство. Но вместо использования советов и приглашения профессионалов, в разгар российского наступления мы слышали о некоем «квотном принципе» распределения должностей во власти, которого почему-то невозможно было избежать. Вот и имеем сегодня ситуацию тупика, когда дальше так нельзя.
Но. «Украинское военно-политическое руководство наконец настроено на то, чтобы работал переговорный процесс, — подчеркивает Валентин Бадрак. — И это очень правильное решение, которое направлено на то, чтобы, прежде всего, втянуть Россию в переговоры. Однако власть не должна полагаться только на этот путь. Сами по себе переговоры ничего не решат, единственное, что они могут сделать — это затянуть время до того момента, когда Украина будет способна усилить свою оборонительную составляющую, получить стратегическое оружие сдерживания, когда острее заработают санкции и наша страна получит больше помощи от Запада уже не на политическом и дипломатическом уровнях, а на военно-техническом, технологическом, в том числе, в вопросах поставок вооружений. И лишь тогда, когда будет достигнут определенный противовес, можно будет рассматривать другие сценарии решения конфликта».
Кажется, во власти наконец-то почувствовали критичность положения, в котором оказалась страна. Им снова нужно помогать тушить пожар. Как когда-то это было после «кассетного скандала», когда в начале 2000 годов президент Кучма фактически оказался в международной изоляции. «Разгребать» пришлось Евгению Марчуку, который в то время занимал должность секретаря СНБО. Но на самом деле решать нужно было не столько проблемы власти, сколько судьбу страны. И ее репутацию тогда удалось отстоять. Более того, Евгений Марчук довел направление сотрудничества Украины с Североатлантическим альянсом до такого уровня, что на Стамбульском саммите НАТО 2004 мы едва не получили ПДЧ. Но благодаря усилиям России и ... Кучмы этот план был сорван.
Сегодня снова пожар. Гораздо более сложный. И снова Евгений Марчук. Как была воспринята эта новость?
«Что касается привлечения опытных государственных экспертов к Минским переговорам, то эта позиция власти мне нравится больше, чем, скажем, во время первых переговоров в Минске в сентябре прошлого года или в феврале этого года», — отвечает Валентин Бадрак.
«На мой взгляд, создание «рабочих групп» не даст продвижения вперед по одной простой причине — страна-агрессор, которой является Россия, никогда и ни за что не позволит вернуть ситуацию на исходные позиции, — комментирует «Дню» экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. — Ее цель в другом — заморозить нынешнюю ситуацию и использовать ее для дестабилизации Украины. Такой, собственно, была и политика России во всех «горячих точках», которые она создала на постсоветском пространстве. Мне немного жаль усилий новых глубокоуважаемых представителей Украины, которые взяли на себя тяжелую миссию руководителей этих подгрупп с нашей стороны. Ведь дело вовсе не в их способности достичь результата. В этом нет никакого сомнения. Дело в другом: Россия на урегулирование не пойдет. Поэтому и результаты будут соответствующими. И не нужно иллюзий — проанализируйте эффективность работы таких же «рабочих групп» по урегулированию в Приднестровье или Абхазии и вы придете к неутешительному выводу».
А это позиция известного журналиста Виталия Портникова: «Нужно помнить, что попытки ограничить украинский суверенитет начались не при Путине, а при Ельцине. А после избрания президентом Украины Леонида Кучмы возник соблазн превратить Украину в колонию Москвы, — пишет он на сайте espreso.tv. — ... Марчук вообще вызвал нескрываемое раздражение. Тогдашний посол России в Киеве, блестящий советский дипломат Юрий Дубинин в разговоре со мной называл Марчука одним из самых сильных и жестких переговорщиков за всю свою карьеру — а в украинскую столицу Дубинин приехал вскоре после работы в Вашингтоне. Дело даже не в способностях. Дело — в понимании менталитета. Россией управляют советские чиновники — а их психология понятна и для Горбулина, и для Марчука. Конечно, у россиян всегда есть возможность воевать, а не договариваться. Но если они пойдут дипломатическим путем — нашим переговорщикам они проиграют».
Первая же реакция людей, далеких от политики следующая: «Вчера увидели Марчука в Минске. Видно, что кучмистов так прижало, что снова обратились к Евгению Кирилловичу. Другое дело — зачем это ему нужно». Последний тезис абсолютно резонный. Зачем это ему? Во-первых, он открыто выступал против «минского формата» и указывал, к какому результату может привести такая ошибка, тем более с такой переговорной группой от Украины. Во-вторых, сколько еще здоровья нужно отдать, чтобы снова за кем-то «разгребать».
В эксклюзивном интервью «Дню» Евгений Марчук отвечает на острые вопросы, главным образом, — почему он согласился принять участие в переговорах? Читайте в скором времени.