Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальная идея? Развитие интеллектуального потенциала

К сожалению, украинцы не любят... украинцев
28 ноября, 2000 - 00:00


Публикуя в «Дне» (№206 от 10.11.2000) статью известного журналиста Любови Ковалевской «Развитие — не наша идея?», мы, конечно же, рассчитывали на острую читательскую дискуссию. Собственно говоря, ради этого и готовился к печати подобный материал. Любовь Ковалевская обострила описание тех качеств нации, которые, по ее мнению, мешают украинцам двигаться вперед. Мы рады, что авторы большинства откликов на статью «Развитие — не наша идея?» не столь пессимистичны насчет перспектив Украины и украинцев, и полемизируют с автором статьи. Часть этих писем мы и публикуем сегодня. Будем печатать отклики и в последующих номерах «Дня», оставляя «за бортом» лишь те письма, в которых вместо аргументации идет «навешивание ярлыков» и нагромождается «праведный гнев». К сожалению, подобными вещами грешат и публикации в некоторых газетах, которые уже тоже откликнулись на статью Л. Ковалевской. Между тем, «День» еще раз подчеркивает свою уверенность в том, что только те страны, которые умеют извлекать уроки из прошлых ошибок, которые умеют извлекать рациональное «зерно здоровья» из самой ожесточенной критики — способны к самовыживанию и саморазвитию. Собственно, в этом и есть удел сильных — как личностей, так и народов, — в отличие от слабых, для которых в конечном счете вечный поиск «врагов», вечное обличительство и вечно «сжатые кулачки» приводят к деградации и распаду.

Отвечая на вопросы в связи со статьей Л. Ковалевской «Развитие — не наша идея?», скажу сразу же: если мы, украинцы, люди, да еще и европейцы, то развитие — это и наша идея.

1. Легче сказать о балласте, чем о ресурсе. Ресурс — как в тумане: что-то там виднеется. А балласт видно четко, и видно, что этот балласт пришел к нам через века.

Наиболее тяжелый балласт, который тянет нас на дно бездны, — это, на мой взгляд, нелюбовь к украинцам, к самим себе, себе подобным, а в итоге — ко всему украинскому.

Из-за нелюбви украинцев к украинцам у нас и происходят те нелады, которые существуют и умножаются. Говорят, что там, где два украинца, три гетмана. Именно из-за пренебрежения друг к другу, зависти и злорадства. Но если бы были украинец и россиянин, украинец и поляк или украинец и немец, гетман был бы один. Этим гетманом был бы не украинец. Украинец сердечно уступил бы булаву.

ЭТО БЫЛО. ЭТО ЕСТЬ. БУДЕТ ЛИ?

Из-за этой нелюбви, которая возникла когда-то по нашей, наверное, воле, а уже потом усиливалась волей чужой, у нас сейчас настолько размыты национальные интересы, что мы (в первую очередь те, кто руководит) никак не определимся, чего мы хотим.

Из-за этой нелюбви вот уже десять лет украинцы (украинская элита, но особенно те, кто около элиты) из украинцев делают нищих и говорят, что каждый должен думать о себе сам. Это видно, например, из разговоров о пенсионной реформе, путем которой хотят, невзирая на низкую среднюю продолжительность жизни украинцев, поднять без референдума пенсионный возраст мужчин до 65 лет, а женщин — до 60 лет. Еще и по радио слышим, мол, о пенсии заботься сегодня. Хотя все знают, что очень многим украинцам под силу заботиться только о дне сегодняшнем, а не о дне завтрашнем. И если мы будем идти на пенсию в 65 и 60 лет, то во сколько увеличится число украинских безработных? А еще это видно, например, и из-за отсутствия закона о минимальной оплате одного часа труда наемных работников, которых в любом обществе большинство. Сейчас, работая по 12 часов в день, а то и больше, можно получить деньги как за 8 часов, а то и меньше.

Казаки в свое время не сумели построить государство, защитить тех украинцев, кто обрабатывал землю, а потом и самих себя. Зато, например, самоотверженно (просто так им бы памятники там не ставили) защищали французов и отстаивали их государство. Вот так жили. Где-то так (учтем, конечно, другое время) и продолжаем жить.

2. Все зависит от «горы Олимп». Чем выше — тем меньше самокритики. Да и никто активно этой самокритики не требует. Если «они» не требуют, то почему это «я» буду требовать «сам от себя»? Так, наверное, думают те, кто наверху и выше.

3. Мы в поиске. К сожалению, но все еще в поиске. И результат этого поиска неизвестен. Ибо у многих украинцев есть вопросы. Одни спрашивают: «Там ли ищем?», другие: «То ли ищем?», а третьи: «Те ли ищут?». И чтобы создать динамичные и конкурентоспособные формы социальной организации, следует что-то делать с балластом. Может, для начала всем нужно выучить наизусть «І мертвим, и живим, і ненародженним землякам моїм в Україні і не в Україні моє дружнєє посланіє»? Да и ресурс надо бы разглядеть в тумане.

Даже во время Руины и других непростых периодов нашей истории в Украине всегда были люди, которые не набивали карманов деньгами, пользуясь благоприятными для этого временами, не опускали рук, не склоняли в повиновении головы, а желали лучшей жизни в Украине — «в своїй хаті», в которой «своя й правда, і сила, і воля». Которые говорили себе и другим: «І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь».

Поэтому ресурс, который следует разглядеть в тумане, — это украинцы, у которых нет мешков с «грязными» деньгами, а есть здравый смысл; которые живут в Украине не только физически, но и мыслями и чувствами; которые думают над тем, что следует сделать, чтобы все граждане Украины охотно называли себя украинцами.

Есть такой ресурс, но разглядим ли мы этот ресурс, например, на следующих выборах?

Алексей КОРЖ, Белая Церковь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ