Не разделяя некоторых утверждений Сергея Грабовского, сделанных в статье «Не слишком ли вялым является «УДАР» у Кличко-старшего?» (День №5, 2013 г.), в которой автор критикует В. Кличко за неприменение физической силы в парламенте (или хотя бы угрозы ее применения), вместе с тем следует отметить, что претензии к «УДАРу» и его лидеру действительно все чаще возникают у тех, кто поддержал на прошедших выборах Виталия Кличко и руководимую им партию, в том числе и у меня. Кстати, я не только голосовал за «УДАР» сам, но и уговорил еще несколько человек отдать за него свой голос.
Каковы были мои аргументы? Их достаточно много.
1. Виталий Кличко — человек обеспеченный и не испытывает острой нужды в коррупционных действиях для того, чтобы сколотить себе состояние.
2. Свои деньги он заработал честно, поэтому и он, и его сторонники могут безбоязненно взирать на попытки политических соперников найти в его финансовых делах компромат. Есть основания предполагать, что, в отличие от многих других, он будет и честным политиком, как был честным спортсменом и предпринимателем.
3. В. Кличко, без сомнения, интеллектуально развитый и владеющий своим эмоциями человек, способный принимать решения, адекватные ситуации.
4. Он показал себя более или менее успешным менеджером, основав промоутерскую фирму. У него есть задатки организатора и лидера.
5. Основатель и лидер «УДАРа» — это человек, много лет проведший в
Западной Европе (больше всего — в Германии), вероятно, многому там научившийся и убедившийся в преимуществах европейского (или даже шире — западного) образа жизни над так называемым евроазиатским («совковым» и «постсовковым»). Он сможет создать сильную команду и партию, которая реально — а не на словах и не на бумаге — будет функционировать на демократических принципах. К нему уже присоединились некоторые политики, вызывающие доверие у многих патриотически настроенных граждан Украины. Виталия Кличко будет сложно склонить к авторитаризму и ко всяким политическим и экономическим межгосударственным объединениям, способным затормозить европейское развитие Украины.
6. В.Кличко популярен как спортсмен и пользуется уважением как в зарубежных странах, так и в самой Украине.
7. По многим проблемам В. Кличко и его партия занимают умеренные позиции, поэтому могут привлечь избирателей во всех регионах Украины, следовательно, смогут сплачивать страну.
Таким образом, мощь кулаков Виталия и его джебы для меня (и, надеюсь, для многих других, голосовавших за него) значения практически не имели. Если бы он был многолетним чемпионом мира не по боксу, а, скажем, по прыжкам в высоту или по шахматам, то все вышеперечисленные аргументы продолжали бы действовать, и на прошедших парламентских выборах я все равно голосовал бы за «УДАР».
Менее всего мне как избирателю, отдавшему свой голос за эту политическую силу, хотелось бы, чтобы Виталий выполнял в Раде функции парламентского жандарма или «добровольного народного дружинника». Может, хватит уже нашим парламентариям позорить своими побоищами Украину, а интеллектуалам и интеллигентам — поощрять их к этому? Голосуя за «УДАР», я совсем не хотел, чтобы его лидер расхаживал по залу заседаний и уже одним видом своих кулаков приводил в чувство «отморозков» и нарушителей Конституции. «Отморозков» должна приводить в чувство вся сознательная часть общества самыми различными способами, в том числе и объявляя бойкот как им, так и всем тем, кто их поощряет, — например, постоянно приглашая их на всевозможные шоу или продвигая их в политических партиях. В Германии на заседания бундестага в качестве зрителя имеют право прийти не только простые граждане страны, но и иностранцы. Я сам, сидя на гостевой трибуне, наблюдал не только за выступлениями депутатов, но и за реакцией школьников, пришедших в парламент всем классом. За тем, чтобы депутаты вели себя достойно, следит вся страна.
К слову, у нас уже есть один политический лидер, который всегда охотно и умело разбирался с оппонентами «по-мужски», то есть кулаками и, помнится, даже ногами. Большой пользы Украине он не принес. Теперь, говорят, он взялся за интеллектуальное чтение, и это внушает некоторый оптимизм по поводу его политического будущего после отбытия заключения. Его судьба — наглядный пример того, что политик должен хорошо работать головой, а не кулаками — будь то в Германии, Украине или даже США, стране, где бокс — один из самых любимых видов спорта. Многие китайцы занимаются боевыми искусствами, умеют драться — я видел это своими глазами — и ценят силу и ловкость, однако Китай был спасен от казарменного социализма (или всеобщего хаоса) маленьким и невзрачным Дэн Сяопином, человеком, который не только знал сам, что и как нужно делать, но и умел убеждать других — с помощью интеллекта, а не кулаков.
Кое-кому хотелось бы, чтобы Виталий Кличко, наконец, воплотил в себе вековечную мечту всех украинских лентяев. Нашему лентяю ужасно хочется найти такого лидера (гетмана или президента), который в одиночку, ударами кулаков (или угрозой их применения) принудит депутатов голосовать только за себя, втащит Украину в ЕС (или ТС), заставит правительство и предпринимателей отказаться от коррупции и повысить зарплаты и пенсии; который, угрожая применить джеб правой и последующий хук левой, заставит всех строптивых говорить на украинском (или, наоборот, на русском) языке и так далее, то есть с помощью кулака или угрозы его применения совершит ту работу, которую должно делать все гражданское общество. Не получится.
Следует отметить, что первое же применение Виталием своих кулаков даст его политическим оппонентам моральное право также применить по отношению к нему физические формы воздействия, например, стукнуть сзади по голове стулом или еще чем-нибудь твердым. В Партии регионов есть прекрасные специалисты в этой области, прошедшие хорошую школу в различных неформальных объединениях. Вообще, перевод дискуссии с интеллектуально более развитым оппонентом в скандальную ругань или в физическое противостояние (часто — в примитивный мордобой) — это давнишний прием обладателей более слабого интеллекта и более низкого уровня культурного развития. Поэтому Виталия Кличко наверняка будут провоцировать. Можно с уверенностью предположить, что все его политические противники — явные и скрытые — с нетерпением ждут, когда он сорвется и «врежет» своим кулаком. Можно себе представить, какой вой после этого поднимут все его оппоненты — и во власти, и в оппозиции. Конечно, в жизни иногда случаются ситуации, когда мужчина просто обязан применить силу по отношению к негодяю и подонку, однако политик такого уровня, как Виталий Кличко, — руководитель парламентской фракции и вероятный кандидат в президенты — должен семь раз отмерить, прежде чем один раз резануть кулаком или просто поднять его «с угрозой применения».
Дерутся депутаты, как правило, в тех странах, где демократия является новшеством, заимствованием у других (в Южной Корее, Японии, бывших странах «соцлагеря» и т. д.). Вместе с тем можно с уверенностью предположить, что с помощью рукоприкладства ни в одном современном парламенте ни одна проблема успешно решена не была.
Кстати, внимательные наблюдатели отметили, что когда Рада голосовала пакетом за назначение комитетов и разных «начальников», среди которых были и свободовцы, то обычно очень принципиальные националисты вдруг «постеснялись» проследить за тем, чтобы депутаты от ПР голосовали только за себя лично. Так, может быть, депутаты от ПР снова по привычке голосуют за отсутствующих, именно потому что знают: в Верховной Раде принципиальные борцы за соблюдение Конституции и прав народа очень быстро привыкают к хорошей жизни и теряют боевой пыл, то есть элементарно продаются и покупаются? И дело тут вовсе не в «вялости» кулаков Виталия Кличко и его фракции?
Тревогу у некоторых избирателей, голосовавших за «УДАР», вызывают совсем другие вещи.
Бросается в глаза, что у партии нет четко разработанной программы по всем болевым вопросам украинского общества. Либо ее лидер плохо знаком с этой программой, либо он не научился четко, ясно и политически грамотно выражать свои мысли. Например, его высказывание о том, что нельзя заставлять человека говорить на другом языке, дало повод некоторым представителям «Объединенной оппозиции» обвинить его в подыгрывании регионалам, а более политически подкованным представителям «УДАРа» пришлось разъяснять слова своего лидера, то есть его поправлять. Вообще, тот факт, что языковой вопрос якобы является лишь тридцать первым в списке насущных проблем украинцев, — это слабый аргумент. В понимании многих граждан Украины вопрос языка — это вопрос как их человеческого достоинства, так и безопасности государства, и находить здесь оптимальное решение все равно придется.
Вполне возможно, что именно с помощью неопределенности и нечеткости позиций (как и с помощью спортивной репутации Виталия Кличко) «УДАР» хочет еще более расширить свое политическое присутствие как в территориальном отношении, так и в различных социальных, культурных и прочих группах населения. Но таким образом можно и проиграть. Слишком длительная неопределенность раздражает и отпугивает. Гораздо более надежный путь — это четкое формулирование пути решения проблем, но такого решения, которое устраивало бы как можно большее количество граждан Украины.
К сожалению, все еще заметно, что Виталию Кличко не хватает хорошей политической «школы».
Хотелось бы чаще видеть, слышать и читать побольше других представителей партии «УДАР», то есть видеть команду, способную реформировать страну.
Создается впечатление, что в «УДАРе» после завершения выборов и недополучения ожидаемых процентов не сделали серьезного анализа ошибок и не наметили пути их устранения. Время на устранение ошибок есть, но оно проходит быстро.
«УДАР» и его лидер должны своевременно рассеивать сомнения избирателей, иначе на будущих выборах они, как предполагает С. Грабовский в своей статье, действительно могут не досчитаться тех голосов, на которые рассчитывают.