Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партия таки ведет. Но какая и куда?

Многопартийная система более или менее укоренилась в Украине: что думают об этом граждане
16 декабря, 2020 - 19:05

Те читатели «Дня», кому, как говорится, «за сорок», а тем более «за пятьдесят», должны помнить стихотворение Павла Тычины из школьной программы, которое надо было точно заучить и не ошибиться ни в одном слове весьма специфических строк:

Проти мурів, проти молу

В нас бадьорість комсомолу —

Ще й підмога йде:

Збільшовиченої ери

Піонери, піонери —

Партія веде.

Партія веде.

Ужасный по поэтическим качествам и по содержанию этот стих сломанного сталинской властью гениального Тычины так и назывался: «Партія веде».  При этом ни у кого не возникало никаких сомнений, какая партия: партия одна, другой быть не может. «Партия Ленина, партия Сталина, мудрая партия большевиков», — как пелось в одной из тогдашних песен.

Так вот, сейчас в Украине, согласно проведенному социологической службой Центра Разумкова опросу, имееется 8,3% сторонников однопартийной системы. Больше всего сторонников однопартийности (следовательно, априори диктатуры) на востоке страны — 13,9%. Среди тех, кто когда-то учил стихотворение «Партія веде», сторонников однопартийной системы, конечно, на несколько процентов больше, чем в младших группах опрошенных. И еще одна интересная закономерность: в среде сторонников «Европейской солидарности» и «Батькивщины» поддержка многопартийности заметно выше, чем среди сторонников «Слуги народа» и ОПЗЖ (у последних уровень поддержки многопартийности — только 45,7%).

В целом же по стране ответ «да» на вопрос: «Нужна ли Украине многопартийная система?» дали 51,3% опрошенных, «нет» — 34,7%, другие выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Очевидно, в 34,7% вошли и те, кто не хочет вообще видеть любые политические партии — мол, все они одинаковые, пусть меня защищает мой мажоритарный депутат или сразу Президент, и те, кто за однопартийность, и, возможно, часть тех, кто за двухпартийную систему — ведь «два» это не «один», но и не «много»... Ожидаемо меньше сторонников многопартийности на востоке страны — 41,5%, зато там больше противников многопартийности — 43,2%.

То есть в подсознании многих граждан, похоже, до сих пор звучит — передаваясь из поколения в поколение чуть ли не на генетическом уровне — Тычиново:

Ми плануєм творчі гони -

За колонами колони,

Та все ж як один!

Та все ж як один!

А вот на вопрос: «Сколько примерно партий должно существовать в Украине?» больше процентов набрал такой вариант ответа — «от двух до пяти» (54,5% респондентов). Вариант «от пяти до десяти» предпочли 22,3% опрошенных, небольшие группы опрошенных склоняются к большему числу партий или не знают, что ответить. Собственно, так оно и есть: избиратели заводят в Верховную Раду 5—6 партий, и это уже стабильный показатель, могут меняться их названия и лидеры, а число ведущих политических сил остается постоянным. При этом большинство — 55% респондентов — считают, что Украине не нужны новые партии. Иного мнения придерживается 35% опрошенных.

И действительно, похоже, те респонденты, которые считают, что в Украине существуют партии, которые представляют их интересы, ориентированы на существующую группу парламентских политических сил. Поэтому «большая тройка» партий, которые политически ангажированные избиратели считают представителями своих интересов, выглядит так: «Слуга народа» — 23,2%, «Европейская Солидарность» — 21,9%, ОПЗЖ — 20,6%. Как видим, «Слуга народа» ощутимо «просела» вниз, поскольку на выборах 2019 года за нее голосовало 43,2% от пришедших на избирательные участки, то есть тогда значительно больше политически ангажированных избирателей считало, что именно эта партия выражает их интересы. Существенно выросли уровни поддержки ОПЗЖ и «Европейской Солидарности». На выборах «Батькивщина» получила 8,2% от политически активных избирателей, у нее сохранился уровень поддержки. А вот «Голос», считайте, погиб как партийный проект: на выборах за него проголосовало 5,8%, сейчас выразителем своих интересов его считает всего 1,5% процента... Зато неплохую поддержку среди ангажированных избирателей имеют внепарламентские «Свобода» — 4,6% и «Сила и честь» — 3,3%. Конечно, реальные выборы могут существенно изменить эту картину, так как очень сильно влияние на политически пассивных, неопределившихся идеологически избирателей олигархических СМИ, прежде всего телевидения. Но все же некий «ядерный» электорат несколько политических сил имеют; это подтверждают данные о том, что 63% респондентов, участвовавших в последних местных выборах, поддержали по партийным спискам те же партии, за которые голосовали на парламентских выборах; 27% поддержали другие партии (общенациональные или региональные, в опросе не исследовалось).

В целом же именно прежде всего партии в первую очередь должны представлять интересы граждан в общественных процессах; так считает 29,7% опрошенных. Общественным организациям отдают это первоочередное право 16,9%, отдельным политикам — 11,9%, профсоюзам — только 6,5%. Как видим, многопартийная система более или менее укоренилась в Украине (в 2001 году ее считали нужной всего 39,4% опрошенных). Главный вопрос теперь заключается в качестве этой системы.

Сергей Грабовский
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ