Из-за свойственного нам византийства, двойственность стандартов стала нормой нашей жизни: одно говорим, другое подразумеваем, третье есть в реальности. И что бы ни говорилось о политике, все молчаливо понимают, что у нас это — самый прибыльный вид бизнеса. Публикация Сергея Дацюка — удобный случай поговорить о том, что в политике находится вне этого бизнеса.
Начинать приходится с того, что украинская политика закончилась на Сагайдачном. Все, что было после него, — маневрирование между интересами могущественных соседей в стремлении выплыть на поднятой ими волне. Заканчивалось это, как правило, полным потопом. Отсюда наша участь — веками служить приводным ремнем для разных империй и государств.
В 1991 году вдруг «підпанки» превратились в «панів», а старые ценности и идеалы превратились в воспоминания. И оказалось, что кроме абстрактной идеи независимости, новых под руками не оказалось. Так и сложился нынешний формат украинской политики — имитация без содержания.
Нужно сказать, что без такого базового условия, как непричастность народа к событиям в государстве, это было бы невозможно. Сформировался узкий круг ограниченных лиц, очень далекий от народа, который ему, народу, начал трансляцию своей красоты (мудрости, мужества, нравственности, опыта и т.д.) Потому что ничего другого они предложить не могли — новое содержание они не продуцировали.
Понятно, что конкуренция тут была жесткая, на смерть. И понятно, это не была конкуренция своих предложений развития для страны. Все сводилось к позиции «они плохие — мы хорошие». При этом почему «они» плохие, а почему «мы» хорошие, не объяснялось.
Сегодня базовое обстоятельство изменилось. Общество, хоть и в латентном виде, но уже присутствует в политическом процессе. Впервые в истории Украины решения политических деятелей набирают силы только после одобрения (пусть только молчаливого) избирателями. Через шаг это приведет к тому, что только за «красоту» никто больше голосовать не будет. Ее еще можно пытаться улучшать за счет оригинальных причесок, но все равно придется говорить о каких-то конкретных планах.
Публикацию Дацюка в «Дне» можно охарактеризовать как точку отсчета. Постановка вопроса об интеллектуальной политике — это формулировка запроса общества на другой формат политики. Своеобразный манифест нового формата. Отныне только тот из политических деятелей выдержит дальнейшую конкуренцию, кто будет способен работать в этом новом формате — формате содержаний. Задана планка, которую нужно преодолевать, чтобы оставаться в игре.
Таким образом, нас ждает полное переформатирование характера нашей политики, ее приоритетов, повестки дня, форм работы. И, бесспорно, корпуса присутствующих сегодня субъектов. Хотя в это невозможно поверить. Ющенко, Тимошенко, Янукович, Мороз кажутся такими вечными символами. Так же, как Литвин вчера, а позавчера Кучма.
В Украине уже возникло то, что можно назвать демократическим обществом, и оно самоусовершенствуется. После декабря 2004-го — марта 2006-го это — определяющий фактор политики. Более того, в Украине создается среда экспертов, способных формулировать запросы демократического общества. Отныне политический сценарий будет развиваться по другой логике. Она будет определяться дальнейшей эволюцией этого демократического общества. А общество будет структурироваться в соответствии с интересами и жизненными потребностями стойких социальных групп.
Соответственно и политические силы будут эволюционировать от общего аморфного предложения своей «красоты» на вполне конкретное представительство интересов конкретных социальных слоев. Для того, чтобы добиваться доверия и поддержки этих слоев.
Очевидно, что следующие выборы будут не только президентскими, но и парламентскими. И не потому, что Президент достаточно интеллектуальный, чтобы создать себе условия, лучшие относительно других претендентов на этот пост. А, прежде всего, потому, что нынешний корпус политических топ-функционеров становится все более неадекватен динамично эволюционирующему обществу и нарастающим его запросам. Разочарование тех, кто этого не осознает, будет велико. Не меньше, чем у Литвина сегодня.
Так что заявка Дацюка — это предвестник новой эпохи. Интересной. Содержательной. Интеллектуальной.