Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина-2015: не упустить свое будущее

23 января, 2008 - 19:09
ВАЛЕРИЙ ГЕЕЦ И ВЛАДИМИР СЕМИНОЖЕНКО ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

«Мы должны остерегаться попыток создать такое общество, где люди, за исключением политических деятелей или должностных лиц, ничего не стоят; общество, где инициатива не вознаграждается, а бережливость не приносит благ»

Уинстон Черчилль, «Четырехлетний план для Британии»

Формирование каждого нового правительства начинается с заявлений относительно планов государственных решений. Каждый новый премьер-министр заявляет о намерении в корне изменить ситуацию и улучшить положение украинцев в рекордно сжатые сроки. Каждый раз эти обещания остаются всего лишь обещаниями. Если благосостояние граждан и улучшается, то, скорее, благодаря не зависящему от государственных директив росту реальной экономики, а вследствие действий властей.

И все же мы должны иметь возможность оценивать результаты работы правительств, чтобы выбор избирателя как можно больше основывался не на эмоциональных факторах, а на рациональной оценке последствий государственной политики.

В странах развитой демократии вопрос с критериями оценки работы правительств достаточно технологичен. Каждое правительство имеет программу деятельности (причем во многих странах ее наличие необходимо для утверждения состава правительства), содержащую четкую логическую цепь: «окружающая среда — ресурсы и возможности — приоритеты — цели — задачи — целевые показатели». В общем и целом именно такой документ часто и называют стратегией.

По количеству документов с названием «стратегия» Украина может состязаться со многими государствами. Наша проблема заключается в том, что это красивое название разработчики цепляют к чему угодно. Это может быть футуристическая фантазия о том, как мы займем подобающие нам ведущие позиции в Европе и мире, или же набор умопомрачительного количества красивых лозунгов, для выполнения которого придется искать ту точку опоры, при помощи которой Архимед собирался перевернуть Землю.

Украина не имела ни одного документа, на основании которого можно было бы четко отслеживать результативность работы правительства. Большинство из них содержат формулировки «улучшить», «повысить», «углубить» без каких- либо числовых, а иногда даже и временных параметров. Таким образом, точка зрения определяется исключительно местом сидения: один и тот же результат может быть назван разными наблюдателями — и успехом, и провалом — в зависимости от лояльности или нелояльности к власти. Такое положение дел является причиной неудовлетворительного качества политической соревновательности идей в Украине.

ПРОТЯНУТАЯ РУКА: ПАРТНЕРА И УЧАСТНИКА, А НЕ ПРОСЯЩЕГО

Экспертное сообщество уже который год указывает на опасную тенденцию, преобладающую в государственной политике Украины. Мы можем называть ее как угодно: популизм, политика проедания или повышение социальных стандартов. Суть от названия не меняется.

Никто не спорит о важности улучшения уровня благосостояния населения или повышения уровня социальной защиты малозащищенных слоев. Но приходится констатировать, что такая политика зачастую была единственным стержнем правительственных решений. С этим связаны крайне опасные риски для украинского общества, с проявлениями которых мы сталкиваемся уже сегодня, поскольку порождаются иждивенческие настроения.

Среди людей преобладает мнение, что власть постоянно им что-то должна. В таких условиях, если к власти в Украине придет правительство, которое по тем или иным причинам (например, резкое ухудшение ситуации на мировых рынках) заявит о приостановке повышения социальных выплат, то ему будет очень трудно заручиться пониманием среди народа. В то время, как большинство развитых стран мира (даже такие оплоты социализма, как Франция) предпочитают политику «давать удочку, а не рыбу», мы абсолютно не заботимся о развитии возможностей для заработка, приучая людей ожидать благ от власти.

При этом все делается за счет тех же налогоплательщиков, ведь социальные инициативы финансируются из бюджета. К тому же, мы обременяем будущие поколения, финансируя часть государственных социальных расходов долгами, которые потом придется отдавать. Для сравнения: в таких развитых странах, как Великобритания, правительства неуклонно следуют «золотому правилу»: бюджетный дефицит может создаваться исключительно из-за дополнительных государственных инвестиций и ни в коем случае не по причине увеличения социальных расходов.

Украинскому обществу необходима принципиально новая парадигма взаимоотношения власти с избирателем. Мы должны перешагнуть через нелицеприятный образ гражданина, ожидающего подачки и делающего на основании величины обещанной суммы выдаваемых денег свой электоральный выбор. Новая философия, присущая развитым странам, заключается в полноправном гражданине, участвующем в государственной политике. Причем это участие не ограничивается одним только голосованием на выборах. Оно сродни роли акционера в компании: гражданин осознает важность развития страны, готов вносить свои предложения и осуществлять мониторинг следования органами власти общенациональной стратегии.

К сожалению, большинство правительств Украины были не готовы к такой активной роли граждан. Куда проще управлять самостоятельно, ни с кем не советуясь. Общественные советы и другие консультативные образования при органах власти являются до сих пор, скорее, профанацией, нежели реальным участием гражданского общества в жизни страны. Ни для кого не секрет, что многие решения до сих пор принимаются за закрытыми дверями.

Оппоненты этой системы взаимоотношений власти с избирателем могут возразить, что наше общество не готово к такому участию, указывая на культивируемый миф об украинце, у которого «хата с краю». Однако это совсем не так. Как показали результаты фокус-групп, проведенных «Украинским форумом» в декабре 2006 — январе 2007 года, в обществе сформирован очевидный запрос на стратегию экономического развития, которая объединяла бы общество. Респонденты отмечали, что при наличии последовательных шагов и четкого вектора преобразований они даже готовы временно мириться с такими болезненными явлениями, как повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

БЫТЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ

Еще одной ключевой проблемой украинских «стратегических» документов является отсутствие понимания динамичности, изменчивости окружающей среды. Практически ни в одном документе не учитываются те изменения, которые будут происходить в геополитической, геоэкономической, технологической, экологической, информационной среде. Это очень серьезный недостаток.

Мы постоянно реагируем на очевидные «сюрпризы». Повышение цен на энергоносители, происходящее в мире в течение многих лет, становится для нас неожиданностью, и мы начинаем в спешке, хаотично заниматься вопросами энергоэффективности (с соответствующими результатами). Давно прогнозировавшееся мировыми аналитиками ограничение предложения продовольствия и рост цен на него вследствие высоких темпов экономического развития в развивающемся мире и распространения технологий производства биотоплива застают нас врасплох, и мы не знаем, как обеспечить свой рынок сельскохозяйственной продукцией. А ведь это только начало таких диспропорций.

Истории известно очень много примеров неудач государств, реагировавших на вызовы прошлого. В условиях того отставания, которое мы получили за годы глубокого экономического спада, мы не имеем права оступиться или замешкаться. Мир вокруг нас развивается, причем очень динамично. Чтобы вернуться в когорту богатых стран мира, мы должны опережать его поступь.

Для этого, прежде всего, нужно очень хорошее умение прогнозировать ситуацию, просчитывать сценарии развития внешней среды, соответствующие вызовы, возможности и риски.

Мы хвастаемся производством разработок 70—80-х годов XX века (многие из них действительно в течение долгих лет не имели аналогов в мире), в то время, как мир уже давно живет в XXI веке (причем его мысли сосредоточены на перспективе 2030—2050 годов). Наша энергетическая стратегия предлагает отапливать в 2030 году страну углем, не обращая внимания на гиперактивное развитие разработок, связанных с альтернативными видами топлива и экономным энергопотреблением.

В связи с этим необходим кардинальный пересмотр подходов к формированию стратегических документов. Любой студент, изучавший менеджмент, знает, что разработке корпоративной стратегии всегда предшествуют оценка внешней среды и прогноз ее развития. Правительству следовало бы освободить Министерство экономики от непродуктивных функций тиражирования многочисленных документов о «способствовании» и «обеспечении условий для формирования» и поставить перед ним задачу проведения в сотрудничестве с научными организациями комплексной оценки сценариев развития внешней среды в долгосрочной перспективе и их влияния на Украину. Без такого анализа говорить о формировании реальных средне- и долгосрочных стратегий для страны просто смешно. Очередным поводом надеяться, что это произойдет в ближайшей перспективе, стала встреча премьер-министра Украины Ю. В. Тимошенко с учеными НАНУ. Но оправдаются ли надежды на этот раз?

УКРАИНА В 2015 ГОДУ: ЛИДЕР ИЛИ АУТСАЙДЕР?

«Украинский форум» осознает важность формирования национальной повестки дня. На сегодняшний день ее создание на площадках политических партий попросту невозможно в силу недостатков украинского «программирования», о которых шла речь выше. Поэтому мы выступили с инициативой формирования предложений к программе развития Украины в долгосрочной перспективе, которая не зависела бы от текущей политической конъюнктуры.

Результатом этой инициативы стала Национальная стратегия развития «Украина-2015», созданная на основе трехтомного исследования «Стратегические вызовы обществу и экономике Украины в ХХI столетии» (под ред. В. М. Гееца, В. П. Семиноженко, Б. Е. Кваснюка), а также комплексной оценки современного статуса и сценариев развития Украины.

На сегодняшний день Украина стоит на крайне важной исторической развилке. Мы относимся к числу стран с неопределенной конкурентной позицией: Украина не является ни лидером развития, ни аутсайдером. Образно говоря, с этой точки в течение сравнительно короткого времени можно попасть и в грязь, и в князи. От тех решений, которые мы принимаем сегодня, зависит, в какую из этих двух групп попадет наша страна к 2015 году. По нашему мнению, попасть в круг развитых стран мира, стать равной среди равных за эти семь лет — вполне реальная задача, учитывая огромный человеческий и ресурсный потенциал Украины.

Предлагаемая нами стратегия «Украина-2015» содержит четкие и согласованные наборы задач по трем ключевым направлениям развития страны:
1. Политическое и государственное развитие.
2. Общественное развитие.
3. Экономическое развитие.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Ключевую роль в развитии играют институты власти (министерства, суды, парламент). Именно их качеством более чем наполовину объясняется разница в уровне развития стран, обладающих аналогичными природными ресурсами. Более того, в условиях все большей глубины и разветвленности современных экономических отношений роль институтов кардинально возрастает.

При этом Украина не может похвастаться высоким уровнем их развития. Тогда как в экономике преобразования на базовом уровне (формирование частной собственности, развитие кредитно- финансовых отношений и т.п.) более или менее состоялись, изменения институциональной надстройки продвигались очень медленно. В стране сформировалась постсоветская химерная модель институтов, которые привыкли работать по старинке, но приспособились при этом к рыночным отношениям. Вместо того, чтобы способствовать прогрессу, эта институциональная система гигантским спрутом сковывает развитие страны. Во всевозможных международных рейтингах украинские институты получают крайне непривлекательные оценки.

Стратегия «Украина-2015» определяет главным вектором действий по направлению «Политическое и государственное развитие» формирование современных управленческих институтов, обеспечивающих развитие. Решающую роль в проекте модернизации должны играть именно институты государства, а не рынка. Многочисленные исследования показали, что рынок способен выступать локомотивом экономического роста, но он абсолютно бессилен в том, что касается системных преобразований и институционального обеспечения развития. Зачастую в условиях отсутствия государственного вмешательства рынок даже вызывает развитие неэффективных процессов в экономике — данный феномен получил название «неспособность рынка» (market failure).

В условиях нынешней непростой ситуации на политической арене первостепенной целью должна стать политическая стабилизация. Мы должны прекратить опасные игры с постоянным изменением правил и расстановкой сил в политической сфере в угоду интересам той или иной ветви власти, тому или иному политику. Необходимо четко закрепить модель распределения власти, обеспечения сдержек и противовесов и прийти к политическому консенсусу о ее приемлемости и неизменности. Короче говоря, поставить точку в жонглировании государственным строем.

Такая модель должна максимально учитывать всевозможные риски и не содержать специально встроенных «механизмов самоблокирования», которые то ли случайно, то ли преднамеренно встраивались в нее до сих пор. Как писал Макиавелли, «лучше всего организованными и самыми долговечными следует считать такие установления, которые с легкостью усовершенствуются сами или могут без труда совершенствоваться благодаря счастливому стечению обстоятельств, не зависящему от них».

Следующим шагом в этой сфере должна стать административная реформа. Она не состоит в переименовании министерств и жонглировании сферами ответственности — это профанация административной реформы. Административная реформа включает несколько составляющих. Во- первых, это оптимизация структуры и функций органов государственного управления. Она должна осуществляться под лозунгом трех «де-»: дебюрократизация (упрощение процедур), децентрализация (передача полномочий вниз) и дерегуляция (отказ государства от чрезмерных регуляторных функций).

Во-вторых, это модернизация института государственной службы. Необходимо четкое разграничение государственного аппарата и политических постов. При этом крайне важно не допустить, чтобы посты государственной службы становились предметом политического торга.

В-третьих, это обеспечение гражданского контроля над функционированием сферы государственного управления. Пока что возможности гражданского общества влиять на решения правительства ограничены. Они существуют, преимущественно благодаря свободной прессе, однако за пересмотр неправомерного или ошибочного решения гражданским организациям приходится просто-таки сражаться. И все равно часто все их усилия так ни к чему и не приводят. Механизмы и порядок гражданского мониторинга и контроля должны быть обеспечены на законодательном уровне, а следование им должно быть безусловным.

Судебная система остается, пожалуй, самым нереформированным и отличающим нас от развитого мира компонентом государства. О ней говорят уже много лет, но от этих разговоров ситуация не меняется. Именно проблемы судебной системы открыли дорогу активному распространению рейдерства в Украине. Для обеспечения социально-экономического развития и привлекательности экономики для ведения бизнеса необходима комплексная и широкомасштабная судебная реформа, способная, прежде всего, защитить человека и его собственность.

Украина должна наконец разобраться в своих внешнеполитических приоритетах. В частности, в отношениях с таким важным партнером, как Россия, зачастую складывается абсурдная ситуация: пока одно министерство ведет сложные переговоры по вопросам торгово-экономического характера, другое министерство может выступать с не очень дипломатичными заявлениями по третьестепенным вопросам. Отсутствие согласованной внешнеполитической стратегии Украины (практически у каждого топ-чиновника есть своя стратегия) приводит к неспособности нашей страны эффективно отстаивать свои интересы. А количество проблем, требующих тщательно выверенного и оперативного решения, будет резко возрастать по мере все большей интеграции Украины в мир (в качестве яркого примера можно привести перманентные неожиданные мини-кризисы на пути нашего вступления в ВТО).

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

В условиях цивилизации «третьей волны» человек и личность занимают центральное место. Невнимание к интересам человека сегодня — верный путь утраты национальной конкурентоспособности. Стратегия «Украина-2015» ставит общественное развитие во главу угла, в отличие от многих программных документов правительства и политических партий, где социально-гуманитарная сфера обычно представляется как второстепенная, косвенная.

Мы полагаем, что главным стратегическим фактором в этой сфере должен стать общественный настрой на изменения. Именно общая стратегия развития, поддерживаемая подавляющим большинством граждан, должна стать главным стержнем объединения украинского общества, обеспечив переход к парадигме гражданина — полноправного участника принятия ключевых для государства решений.

Первостепенной задачей в этой области должна стать трансформация системы социальной помощи и социальных стимулов. Нам нужно раз и навсегда покончить с политикой укоренения иждивенческих настроений в обществе. Прежде всего, необходимо обеспечить тотальную трансформацию нынешней системы льгот. Фактически, этой системой мы обманываем сами себя: государство не в состоянии профинансировать то, что наобещало за все эти годы (вспомним хотя бы решение Конституционного Суда о восстановлении льгот, принятое летом 2007 года, и результаты его выполнения). Вот уже много лет эксперты говорят о необходимости перехода на систему адресной социальной помощи, которая была бы четко ориентирована на действительно нуждающихся граждан, однако воз и ныне там. Вторым важным решением должен стать перевод социального обеспечения — там, где это возможно, — на более устойчивые в долгосрочном отношении страховые рельсы.

Поскольку ключевым фактором конкурентоспособности в современном мире является человеческий капитал, крайне важно обеспечить конкурентоспособность рынка труда. Соответствие нашей системы образования потребностям экономики оставляет желать лучшего. При этом по многим специальностям ощущается острый кадровый дефицит. Ситуация дошла до того, что некоторые крупные предприятия создают собственные учебные заведения ради обеспечения себя более или менее профпригодными кадрами. Украине крайне необходимо обеспечить: а) интеграцию бизнеса, науки и образования в единую систему; б) распространение практики непрерывного образования.

Ради обеспечения общественной мотивации к реформам необходима максимально возможная прозрачность системы государственных финансов. Такая прозрачность является не меньшим признаком настоящей демократии, чем выборы. В Украине традиции бюджетной секретности соблюдаются неусыпно: до сих пор даже самую обобщенную информацию по бюджетным расходам «простым смертным» получить невозможно.

Отдельная и очень важная тема — необходимость интеграции украинского общества. Предлагались и предлагаются разные подходы к решению этой проблемы. Обобщенно их можно разделить на четыре направления. Первое — политика украинизации, то есть интеграция общества на основе формирования украинской языковой, культурной, исторической идентичности. Второе — разработка объединяющей национальной идеи, которая бы обладала свойствами некоего «философского камня», способного сотворить чудо моментальной интеграции общества. Третье — стратегия сосуществования украиноязычных и русскоязычных регионов (региональных элит) в параллельном режиме, движущей и цементирующей силой которой выступала бы заинтересованная в сохранении статус-кво бюрократия. Наконец, объединение украинского общества вокруг яркой харизматической фигуры общенационального лидера, которая достаточно утопична по причине сильно разнящихся в тех или иных сегментах общества политических вкусов. Фактически, ни один из этих подходов не увенчался успехом. Мы уверены, что ключ к объединению всегда лежит в общем действии, в единстве целей. Сегодня общество не просто готово поддержать реформы, а и стать их активным субъектом и проводником, взять на себя их реализацию. Именно эта «настройка на изменения» может стать главным интегрирующим фактором, залогом судьбоносных изменений.

Конечно, не последнюю роль здесь должен сыграть осознанный добровольный отказ политиков и государственных деятелей от эксплуатации потенциально конфликтных для Украины тем — интеграционных намерений, языковой политики, межконфессиональных отношений. Игра на противоречиях в обществе — это игра с огнем. Мы предлагаем следовать комплексной стратегии интеграции украинского общества, включающей такие компоненты, как интеграционная экономическая и региональная политика, сбалансированная внешняя политика, децентрализация власти, интеграция региональных элит в общенациональную и административную элиту, департизация государственной службы, отказ государства от вмешательства в межцерковные отношения, современная гуманитарная политика.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Украинская экономика два года подряд растет стабильно высокими темпами — порядка 7%. Казалось бы, с экономическим развитием у нас в целом в последние годы все нормально. Но цифры не должны вводить в заблуждение. Существенная часть экономического роста держится на внешнеэкономической конъюнктуре. Стоит мировым ценам на черные металлы и азотную продукцию пойти на серьезный спад, как рост промышленного производства затормозится.

К тому же, экономический рост в течение последних лет обеспечивают бурная динамика в секторах торговли, недвижимости и финансов, очень важных с точки зрения развития рыночной инфраструктуры, но мало способствующих обеспечению международной конкурентоспособности страны.

Недостаточное развитие институтов рынка, сильный перекос в сторону отраслей технологического уклада середины прошлого века, зависимость от сырьевой конъюнктуры составляют весьма зыбкую почву для экономического развития Украины. В результате этих дисбалансов и недостатков мы испытываем трудности с обузданием инфляции, программированием экономического роста. Сложившиеся тенденции можно охарактеризовать как рост без развития.

Украина застряла где-то на полпути между обществом «второй волны» (индустриальная модель) и обществом «третьей волны» (информационная модель, экономика знаний). Наш человеческий потенциал соответствует, скорее, обществу «третьей волны», тогда как инфраструктура и капитал — скорее, «второй волне». «Стратегия- 2015» ставит главным ориентиром в экономической сфере создание институтов экономики знаний. Именно они должны обеспечить выполнение ключевой задачи для Украины — перехода от экспортно- сырьевого к инвестиционно-инновационному типу экономического развития.

Мы должны четко позиционировать себя в мировой экономике. Для этого нужно ответить на несколько вопросов. Какой будет мировая экономика через десять лет и в более отдаленной перспективе? Какую нишу мы могли бы в ней занять, исходя из наших ресурсов и возможностей? Как занять эти позиции? Хорошо проработанные ответы на эти вопросы, собственно, и являются векторами экономического развития.

Международные финансовые организации не смогли предложить Украине нечто большее, чем концепция «догоняющего развития», согласно которой, наша страна изначально ущербна по отношению к развитому миру и вынуждена догонять его, копируя шаги из прошлого. Такая траектория развития делает нас вечно отстающими и исключает выход в когорту мировых лидеров. В своей экономической политике Украине целесообразно перейти к доктрине «опережающего развития», позволяющей осуществить так необходимый нам для прочного закрепления в «золотом миллиарде» рывок в социально-экономическом развитии.

Основой доктрины «опережающего развития» для Украины должна стать инновационно-технологическая модель, основанная на максимальном использовании нашего мощного человеческого потенциала. Для этого необходимо повернуть государство лицом к инновационным предприятиям: прежде всего, посредством налоговых послаблений и дерегуляции их деятельности. Во-вторых, крайне важно сформировать инфраструктуру для инновационной экономики: обеспечить работу специализированных институтов (технопарки, бизнес-инкубаторы), обеспечить взаимодействие в триаде «университеты-бизнес-наука», наладить механизмы информационного обмена между действующими и потенциальными игроками рынка. Центральной заботой государства и общества должен стать уровень среднего образования, наших школ.

Главным источником прибыли в современном мире является интеллектуальная рента, т.е. доход, полученный от интеллектуальной собственности. Стоит только посмотреть на табели о рангах ведущих транснациональных компаний — и становится очевидным, что интеллектуальный капитал замещает классические производственные мощности в качестве центров формирования прибыли. В недалеком будущем такое положение дел будет только укрепляться. Поэтому формирование инновационных «зон роста», где мы могли бы наращивать свой интеллектуальный капитал, является залогом обеспечения международной конкурентоспособности Украины.

Государство ни в коем случае не должно отдаляться от этих процессов. Мировой опыт свидетельствует, что для инновационного развития участия одного только частного сектора недостаточно. Сплошь и рядом развиваются всевозможные механизмы частно-государственного партнерства, направленные на развитие и освоение технологий. В этой связи стратегия «Украина-2015» предполагает тотальный пересмотр системы государственных программ. За годы независимости Украина наштамповала бесчисленное количество государственных целевых программ, которые являются таковыми лишь формально. Отсутствие четкого видения приоритетов в этой области привело к тому, что практически ни одна программа не выполняется в соответствии с поставленными задачами. На финансирование всей этой уймы планов попросту никогда не хватит средств: сегодня многие из них финансируются на 5—20%.

ДЛЯ БУДУЩЕГО УКРАИНЫ, А НЕ ДЛЯ СИЮМИНУТНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Ближайшие несколько лет станут определяющими для будущего Украины. Значительная часть человеческого и экономического потенциала еще не растрачена. Вызывающая сильные опасения в долгосрочной перспективе демографическая ситуация пока что будет оставаться более-менее стабильной. Экономическая система еще не устоялась как жесткая структура и поддается изменению.

Однако времени мало: с каждым годом ситуация вокруг нас меняется. И если пускать процессы на самотек, эти изменения не сулят нам ничего хорошего. Через несколько лет мы будем закупать газ по тем же ценам, что и наши западные соседи, столкнемся с острым дефицитом трудовых ресурсов, рискуем оказаться в ловушке нисходящих трендов мировых цен на наши экспортные товары. События развиваются стремительно. Каждый день бездействия будет стоить нам больших экономических потерь уже в недалеком будущем.

Таким образом, внешние условия ставят перед Украиной задачу разработки и осуществления собственного плана развития, который даст ей возможность не только не утратить свои позиции в мире, но и усилить их. Именно с этой целью мы разработали стратегию «Украина-2015».

Национальная стратегия развития «Украина-2015» не подчинена сиюминутным политическим интересам. В отличие от политических партий, мы не ставили перед собой задачу задобрить избирателя. Мы ее обнародовали после выборов. Нас интересует переведение государственной политики Украины в конструктивную плоскость обеспечения конкурентоспособности страны и вывода ее в число мировых лидеров.

Мы ставим перед собой задачу сформировать объединяющий украинское общество план развития, который был бы понятен каждому, имел четкие ориентиры и был легко отслеживаемым с точки зрения выполнения. Неучастие в политической борьбе и дележе портфелей дает нам возможность трезво оценить возможности и перспективы Украины, определить наиболее эффективные точки приложения усилий для обеспечения опережающего социально-экономического развития страны, чтобы занять достойное место в мире.

Проведенный нами анализ потенциала Украины свидетельствует об очень высоких возможностях нашей страны. Несмотря на сильные потери за последние годы, нам все еще есть на чем строить свое будущее. Украина до сих пор обладает уникальным агропромышленным потенциалом, занимает лидирующие позиции по количеству сертифицированных программистов, обладает мощной научно-технологической базой, уникальными человеческими ресурсами. В расчете на душу населения природноресурсный потенциал Украины превышает аналогичные показатели США в 1,5—2 раза, Германии — в четыре раза, Японии — в 12—15 раз.

«Украинский форум» готов к содержательному диалогу со всеми заинтересованными сторонами — Президентом, правительством, политическими партиями, общественными и научными организациями — относительно стратегии развития Украины. По нашему мнению, именно как можно большее включение всех участников способно сделать план развития страны максимально эффективным.

Стратегия «Украина-2015» призвана устранить искусственно нагнетаемые противоречия в украинском обществе и объединить его вокруг того, что действительно объединяет нас всех — нашего будущего. А оно у нас есть: главное — его не упустить.

Владимир СЕМИНОЖЕНКО, глава «Украинского форума», академик НАНУ Валерий ГЕЕЦ, член совета «Украинского форума», академик НАНУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ