С Викторией Скляровой мы встретились около станции метро «Университет», рядом с Майданом Свободы. Будучи участницей инициативной группы по установлению мемориальной доски Юрию Шевелеву в Харькове, она любезно согласилась показать нам места, связанные с ученым. Читатели «Дня» хорошо знают это имя, но в Украине оно известно далеко не настолько, как хотелось бы. Еще меньше соотечественников понимают значение научных трудов Юрия Шевелева, хотя именно его называют «славистом № 1» в мире.
Правда, на протяжении последней недели об ученом сообщало немало СМИ, но опять-таки в связи с нездоровым, даже позорным информационным поводом: власть Харькова решением депутатов городского совета отменила свое же разрешение на установку мемориальной доски Шевелеву. Саму доску, которую уже успели установить активисты, демонтировали, перед этим ее разбив...
Большинство «шевелевских» мест расположено в Харькове вокруг одной из центральных улиц — Сумской. В июне «День» рассказывал об отдельных точках экскурсионного маршрута, посвященного Юрию Владимировичу, в материале Елены Соколинской «По следам Юрия Шевелева в Харькове». Именно тогда в среде активных харьковчан возникла идея разработать подобную экскурсию.
ДОМ «САЛАМАНДРА» ЧАЩЕ ВСЕГО СРЕДИ ДРУГИХ МЕСТ ХАРЬКОВА АССОЦИИРУЮТ С ИМЕНЕМ ШЕВЕЛЕВА. ЗДЕСЬ ОН ЖИЛ С 1915 ПО 1943 ГОД. НАШ ГИД «ШЕВЕЛЕВСКИМИ» МЕСТАМИ ВИКТОРИЯ СКЛЯРОВА ПОКАЗЫВАЕТ НА СТЕНУ МЕЖДУ ДВУМЯ БОЛЬШИМИ ОКНАМИ, ГДЕ АКТИВИСТЫ УСТАНОВИЛИ МЕМОРИАЛЬНУЮ ДОСКУ УЧЕНОМУ. ПРАВДА, ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО ОНА БЫЛА ИМЕННО ЗДЕСЬ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСТАЛОСЬ
Наше же знакомство с Харьковом ученого начинается около памятника Тарасу Шевченко, что в парке его же имени. Парк одной стороной прилегает к Майдану Свободы, другим — к улице Сумской. Напротив памятника, через дорогу, начинается маленький переулок Гиршмана, а когда-то Сорокинский. Именно здесь, во втором доме справа, родился Юрий Шевелев. «Когда-то это четырехэтажное здание было двухэтажным», — рассказывает пани Виктория и цитирует воспоминания Юрия Владимировича из его книги «Я, мені, мене... (і довкруги)»: «Тот дом на Сорокинском переулке, 4, с квартирой на втором этаже, я видел позже сотни раз и хорошо его внешне помню: двухэтажный, из красного кирпича, без украшений, за несколько шагов от Сумской улицы, по другую сторону которой был вход в Университетский сад, где стоял памятник Каразину, а сейчас — Шевченко».
ПОРТРЕТ ЮРИЯ ШЕВЕЛЕВА, НАРИСОВАННЫЙ ХУДОЖНИКОМ ВАЛЕРИЕМ БОНДАРЕМ, БЫЛ ПОЛОЖЕН В ОСНОВУ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ
Сам памятник также, опосредствовано, связан с ученым. По словам Виктории Скляровой, прообразами для героев поэзий Кобзаря, которые окружают его фигуру, служили актеры театра «Березіль» Леся Курбаса, например, на переднем плане с легкостью можно узнать Наталью Ужвий в образе Катерины Тараса. С «Березілем» дружил Юрий Владимирович. В целом его дружба с театром началась еще в детстве. «Одним из друзей Шевелева был мальчик по имени Владимир, сын или внук женщины, которая в прошлом была попечительницей нескольких театров. Ее коллеги работали билетерами на входе и бесплатно пусклали подростков Володю и Юрика. Они смотрели все спектакли, которые тогда показывали в Харькове, — говорит пани Виктория. — Шевелев еще с детства умел читать между строками театральные спектакли. Возможно, потому он воспринял театр Леся Курбаса раньше других харьковчан».
ДОМ В ПЕРЕУЛКЕ ГИРШМАНА, А КОГДА-ТО СОРОКИНСКОМ, ГДЕ РОДИЛСЯ ЮРИЙ ШЕВЕЛЕВ
Совсем неподалеку от парка Шевченко расположено здание, где когда-то была школа Евгении Дружковой — на то время одно из лучших учебных заведений в Харькове. Именно туда отдали Юрия Шевелева на учебу. Чтобы увидеть этот небольшой двухэтажный дом, мы спускаемся по улице Сумской, поворачиваем налево на Совнаркомовскую и идем до перекрестка с Чернишевской. Пока мы проходим мимо сквера Победы, пани Виктория рассказывает, что когда-то на этом месте была замечательная церковь святых Жен Мироносиц. Когда ее взорвали, Юрий Шевелев стоял среди других харьковчан, которые молча наблюдали за тем, как уничтожали храм.
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. Т.ШЕВЧЕНКО, А КОГДА-ТО — «БЕРЕЗИЛЬ» ЛЕСЯ КУРБАСА
«Мне пришлось быть свидетелем разрушения Мироносецкой церкви, ближайшей к нам. Еще перед этим ее окружили забором из досок, а сейчас должны были взорвать. Собралось много людей, господствовало полное молчание, только на выражениях лиц можно было прочитать боль и ужас, — пишет ученый в своих воспоминаниях. — В назначенный час послышался взрыв, и высокая, стройная колокольня закачалась, качнулась несколько раз и осела, исчезла из поля зрения. Медленно, так же молча толпа разошлась. Когда-то Освальд Шпенглер писал, что человек Запада, Европы рвется кверху, возводя готические соборы и церковные колокольни, тогда как Азия распространяется по горизонтали. Советские города истребляли все, что стремилось вверх. Была ли это часть программы деевропеизации?»
В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ НАХОДИЛАСЬ ШКОЛА ЕВГЕНИИ ДРУЖКОВОЙ — НА ТО ВРЕМЯ ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ХАРЬКОВЕ. ТУДА МАМА ОТДАЛА МАЛЕНЬКОГО ЮРУ НА ОБУЧЕНИЕ. НАПОМНИМ, ЗНАКОВАЯ СТАТЬЯ ШЕВЕЛЕВА «МОСКВА, МАРОСЕЙКА» БЫЛА ИЗДАНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Дня» «БРОНЕБІЙНА ПУБЛІЦИСТИКА»
«С каждым годом Юрий Шевелев становится все более актуальным, — резюмирует цитату пани Виктория. — Мы начали читать его произведения в украинском клубе «Слобідчина» около трех лет назад. Тогда почти никто в Харькове не понимал этого шага. Потом три самые важные, по нашему мнению, эссе напечатали отдельной книгой «Триптих про призначення України». Портрет ученого, нарисованный для этого издания художником Валерием Бондарем, был положен в основу мемориальной доски. Кстати, как рассказывает пани Виктория, именно из презентации «Триптиха...» начался сбор средств на ее установление. Презентацию устроили прямо во время языкового майдана в Харькове при участии движения «Мы — европейцы». Первыми средства на мемориальную доску для Юрия Шевелева пожертвовали харьковчане, вышедшие защищать украинский язык. Позже участники инициативной группы обратились к прихожанам украинских церквей, студентов.
В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ ВО ВРЕМЕНА ШЕВЕЛЕВА НАХОДИЛАСЬ ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГИМНАЗИЯ №3
От бывшей школы Евгении Дружковой идем на улицу Гоголя, где в просторном, светлом помещении напротив римско-католического кафедрального собора Успения Девы Марии находилась гимназия № 3, а сегодня — офисный центр. Здесь 9-летний Юрий Шевелев продолжил свою учебу, поскольку считалось, что эта гимназия хорошо готовит к университету. Ученый вспоминает: «Директором третьей гимназии был Гусаковский, производивший впечатление усердного чиновника Российской империи. В основном потому, что ходил в мундире. Когда для меня настало время перейти во второй класс, случился неслыханный переворот. Харьков стал частью Украинской республики, и в гимназии ввели курс украинского языка. И тут — к моему удивлению — курс этот стал читать никто иной, как Гусаковский. И оказалось, что за казенной униформой он имел украинскую душу».
Гимназия № 3 расположена неподалеку от дома «Саламандра», который находится на улице Сумской, 17, в котором Юрий Шевелев жил со своей матерью с 1915 по 1943 год. Известно даже, что их жилье находилось на четвертом этаже в квартире 46. Именно на стене этого дома активисты Харькова разместили мемориальную доску ученого, и пробыла она там лишь двадцать дней...
«Две из пяти комнат в своей квартире семья Шевелева сдавала в аренду: в них до 1918 года жили еще две семьи. А затем началось так называемое уплотнение. Здания в центре города отдавали трестам. В доме «Саламандра» оказался трест «Хімвугілля». Для того, чтобы остаться жить в своей квартире, в маленькой комнатке для прислуги площадью всего восемь квадратных метров, маме Юрия Шевелева, по происхождению дворянке, пришлось устроиться уборщицей в эту организацию, — рассказывает Виктория Склярова. — Но в книге «Я, мені, мене... (і довкруги)» ученый цитирует слова мамы: никакая честная работа не унизительна для человека».
Кстати, именно «квартирный вопрос» стал ключевым аргументом власти о запрете установления мемориальной доски, мол, Шевелев поселился в комнатах расстрелянных евреев. Действительно ли такая «плохая квартира»? По словам госпожи Виктории, эту клевету аргументировано опроверг Филипп Дикань в своем материале «Юрий Шевелев: демонтаж памяти» на mediaport.ua. «Прежде всего, Шевелев вернулся в собственную, его семье принадлежавшую с 1915 года квартиру, 25 октября. К тому времени две еврейские семьи — фармацевтов Бимбатов и энкаведиста, фамилию которой автор не помнит, — уже выселились. А это значит, господа, лжецы, что их оттуда эвакуировали еще до занятия Харькова немцами».
ГИМНАЗИЯ №6
Посещая места, связанные с фигурой Юрия Шевелева, невозможно обойти еще два дома: Харьковский государственный академический драматический театр им. Шевченко — а когда-то «Березіль» Леся Курбаса — и гимназию № 6, находящуюся на улице Рымарской, 11, совсем рядом с театром. Детям этой школы ученый отдал денежную часть своей Шевченковской премии. В письме к трем ученикам гимназии Шевелев писал: улицы и площади Харькова расскажут вам великую историю города и историю Украины, они ведут к познанию, к честности в жизни и могут привести к величию.
Улицы Харькова могут также стать замечательным путеводителем по украинскому периоду жизни Юрия Шевелева. В ноябре харьковчане, знавшие ученого или исследующие его жизнь и научную деятельность, — по большей части они являются также членами инициативной группы по установления мемориальной доски, — планируют завершить работу над экскурсионным маршрутом «шевелевскими» местами. Эти люди и являются тем «пятым Харьковом», о котором мечтал ученый (подробнее — в материале «От Сковороды к Сковороде через Шевченко и Ленина» от 8 июня 2012 г.). Но не только они. Виктория Склярова рассказывает, что ее программа «Пятый Харьков» на радио «Новая волна» часто превращается в площадку для дискуссий между жителями города, особенно если она посвящена темам, связанным с культурой или подписанием Соглашения об ассоциации. По ее мнению, город, о котором мечтал Юрий Владимирович, проявил себя и во время последнего выпуска «Шустер Live», когда жители области поддержали установление мемориальной доски 50 на 50. Пани Виктория убеждена, что среди тех, кто голосовал «за», — большинство харьковчан, для которых имя Шевелева уже не terra incognita; голосование же депутатов свидетельствует о том, что город захвачен людьми, которые не имеют ничего общего с территориальной общиной. По ее словам, если активистам не удастся добиться восстановления доски на доме «Саламандра», то аналогичная появится во Львове, но уже с надписью, что установление мемориальной доски Юрию Шевелеву было запрещено властью Харькова.
В ЭТОМ ЗДАНИИ НА УЛИЦЕ СУМСКОЙ, 112 УЧЕНЫЙ ЖИЛ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ СЕМЬИ ИЗ ПОЛЬШИ
Мы завершали свою экскурсию в небольшом дворике на улице Сумской, 112. Там Юрий Шевелев жил совсем короткий период времени после возвращения семьи из Польши. И стоя перед домом из красного кирпича, который даже в запущенном состоянии напоминал о красивой архитектуре старого города, подумалось, что взаимоотношения между домами и улицами и в самом деле исторически могут отображать взаимоотношения между людьми.
КСТАТИ
Общественные деятели Харькова собираются возобновить доску Шевелеву
1 октября инициативная группа, которая установила в Харькове мемориальную доску Юрию Шевелеву, провела пресс-конференцию и выступила с публичным обещанием приложить все усилия, чтобы возобновить памятный знак.
В заявлении о возобновлении доски ученому общественные деятели обратились ко всем небезразличным людям с приглашением приобщиться к научно-художественной акции чествования 105-й годовщины со дня рождения выдающегося украинца, которая состоится в Харькове в декабре. Выступления ведущих литераторов, искусствоведов, историков, филологов, по мнению организаторов, помогут объективно осветить значение вклада Юрия Шевелева для культуры и науки и преодолеть «советские стереотипы и суеверия» относительно его жизни и труда.
Сергей Жадан, который приобщился к разработке текста заявления, дополнительно отметил в обращении к согражданам: «...пока вопрос о законности принятого горсоветом решения будет рассматриваться в судебных инстанциях, призываем вас не поддаваться на политические провокации, не приобщаться к войне памятников и не усиливать раскол в обществе из-за взаимных обид и невосприятия».
«Текст заявления писали вместе около десяти человек, поставившие свои подписи, — это и Игорь Муромцев, Игорь Михайлин, Дмитрий Пилипец и другие деятели, — объясняет Виктория Склярова, одна из самых активных сторонниц чествования памяти ученого.
Виктория уверена: чтобы доска была обновлена, необходима дополнительная добросовестная просветительская работа среди харьковчан, которая может занять много времени. Сейчас Виктория Склярова на собственные средства распространяет работы Шевелева, рассказывает о благотворительном обществе «Друзі Харкова», которое основано ученым в Америке, ведет оживленные обсуждения на разных интернет-площадках, в частности на форуме сайта «МедиаПорт». «Люди сначала спорят, не могут понять, а затем начинают читать работы Шевелева, узнают о его жизни, о неизвестных фактах, связанных с оккупацией Харькова, и меняют свое мнение! Те, кто спорят, — это небезразличные думающие люди, им интересно, они хотят знать истину. Если предоставить новую информацию, убедить — они будут на стороне Шевелева и его приверженцев. И такие перемены бывают очень часто! — оптимистично настроена инициатор установления доски. — Я не исключаю, что книги Шевелева могут изменить мировоззрение и намерения представителей нашей власти. Я уверена, что Михаил Добкин, наконец, прочитает книжку Юрия Владимировича, хотя бы одно эссе о Харькове, и тогда он, возможно, что-то поймет и будет действовать иначе. Потому что каждый человек поступает по своей совести, исходя из собственных самых лучших побуждений и понимания справедливости».
Теперь, пока следствие не может установить личности, причастных к разрушению памятной доски ученому, общественные активисты с помощью социальных сетей по видео и фото нашли имя и адрес человека-разрушителя, и собираются предоставить эти сведения стражам порядка.
Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков