Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Монголия. Неожиданное знакомство

13 октября, 2016 - 15:12

После моего дебютного «китайского» блога, посвященного первому знакомству с жизнью в Пекине, я хотел написать еще несколько небольших текстов о новых впечатлениях от Поднебесной. Однако время и обстоятельства обгоняют намерения и желания. Поэтому новый блог-репортаж - о поездке из Китая в Монголию

Одинаиз постоянных актуальных вопросов для иностранцев, в том числе украинцев, тысячи которых живут в Китае, - вопрос «визового коридора». То есть, получив визу на год, вы имеете право находиться в стране 30-45-60 дней - в зависимости от вашего года или места рождения. Когда же этот срок истекает, приходится выезжать и снова возвращаться в Китай, чтобы получить необходимую печать о выезде и въезде в страну. Следующий же шаг после этого - регистрация в отделении полиции по месту жительства и (обязательной) регистрации.

Какие же варианты для постоянного выезда за границу? На самом деле выбор очень широкий и ограничивается он безвизовым законодательством других государств относительно Украины. И наиболее распространенные варианты - Монголия, Гонконг, Индонезия, Таиланд. Все, конечно, зависит от вашего кошелька, желания приключений и необходимого уровня комфорта.

В качестве своей первой зарубежной поездки из Китая мы с друзьями все же решили выбрать один из самых «бюджетных» вариантов - Монголию. Бюджетность обусловлена относительной близостью к Пекину (700 км), а также возможностью добраться туда не самолетом, а поездом или автобусом. Последний вид транспорта самый дешевый (220 юаней), поэтому его мы и выбрали.

Время выезда мы тоже выбрали не случайно. Хотя сроки для выезда из Китая нас не так уж и подгоняли, но мы решили не рисковать и использовать для поездки общенациональную неделю каникул - с 30 по 7 октября вся страна отмечает День образования КНР. Поэтому в один из этих дней, который ознаменовался сильным ливнем (говорят, это хорошая примета для путешествующих), в 18:00 мы отправились с подпольной «автобусной станции» рядом с автовокзалом в Пекине.

Однако вид транспорта нас ожидал достаточно экзотический, хотя, признаюсь, немного более комфортный обычного - автобус-плацкарт. Выглядит он совсем как обычный, но внутри 36 лежачих мест в три ряда и два этажа. Дорога же заняла почти 14 часов, учитываяодну остановку и трехчасовой сон водителя (слава богу, не за рулем).

Поэтому уже в 8:00 следующего дня мы прибыли во Внутреннюю Монголию - в пограничный китайский городок Эрлянь (Арлян или Эрэн-Хото). Достаточно странным кажется то, что на въезде в город над дорогой стоят две огромные 19-метровые скульптуры целующихся бронтозавров.

(Фото взято с сайта www.liveinternet.ru)

В поле же рядом с ними - на фоне бесконечной равнины - скульптуры других гораздо меньших вымерших рептилий. Стоят они в пустыне не просто так, а потому, что это место миллионы лет назад было ареалом обитания динозавров. Как пишут в просторах интернета, скелет последнего здесь был найден в 2005 году. А в 2007-м открыт тематический музей и установлены «памятники» этим гигантским «историческим фигурам».

Следует сказать и о самом Эрляне. По китайским меркам это небольшой транзитный город (хотя для нас, иностранцев, он выглядит достаточно большим). В интернете трудно найти много информации о нем, поэтому скажу лишь, что, по наблюдениям, почти все китайские вывески продублированы здесь на монгольском языке, поскольку в Эрляне находится много монголов, которые китайским не владеют.

Одним из таких монголов был водитель, который довез нас до своей родины. На этом моменте остановлюсь ради нескольких деталей. Как я уже отметил ранее, вопрос пересечения границы - постоянная проблема для иностранцев, живущих в Китае, поэтому это также постоянный бизнес для людей, которые могут в этом «помочь». Отдельная категория людей - монгольские водители, которые на джипах - будь то старенькие «Тойота ЛендКрузер», избитые жизнью «УАЗы» или более новые китайские внедорожники неизвестных марок - перевозят иностранцев через китайско-монгольский границу. Стоит эта услуга 100-150 юаней и предоставляют ее (по наблюдениям) только монголы, которых без проблем пропускают из одной в другую страну несколько раз в день. Думаю, этот бизнес стал национальным монгольским занятием именно потому, что для китайцев такая сумма невелика, а вот для жителей бедной азиатской страны это неплохой заработок (здесь я, конечно, пропущу вопрос зарплат украинцев).

Поэтому, получив штамп о выезде из КНР, вы попадаете в нейтральную зону с одним безлюдным кафе. Далее - быстрая поездка по нейтральной территории на том же джипе на скорости 100 км/ч, после чего вы въезжаете в Монголию.

И здесь сразу бросается в глаза контраст. После современного и комфортабельного поста китайских пограничников вы попадаете в скромные и полуразрушенные здания, к которым подъезжаете по разбитой дороге. Во время прохождения монгольской границы вам может посчастливиться - вы ее пройдете без лишних вопросов, но может и нет - к вам выйдет русскоязычный пограничник, который начнет задавать дополнительные вопросы о цели приезда, а если вы ему «не понравитесь», заявит, что «вы не уважаете Монголию, поскольку используете ее для визового коридора». Конечно, монголов раздражает то, что им приходится ежедневно пропускать и выпускать сотни иностранцев, заполнять дополнительные бумаги просто ради пары штампов, в то время как этого можно просто не делать. Но в ситуации с «неуважением» вопрос не в штампах и бюрократической волоките, а в нескольких сотнях юаней, которые можно заработать на чужаках. К счастью, мы прошли без происшествий, хотя строгий монгольский пограничник сказал нам: «В следующий раз не пропущу».

В Монголии вас встречает золотой памятник Соёмбо - древний комплексный символ государства, означающий свободу и независимость.

Он включает знак огня, солнце, луну, знак, похожий на «Инь-Ян», горизонтальные прямоугольники, символизирующие ровную степь, а также прямоту, честность и справедливость. Вертикальные прямоугольники символизируют, что «два друга сильнее любых стен», а также два треугольника, символизирующих копья.

По ту сторону границы - город Замын-Уудэ - транзитный населенный пункт, который находится на Трансмонгольской железной дороге и, как пишет Википедия, соединен с Улан-Батором асфальтированной дорогой. К слову, данный пограничный переход между Эрляном и Замын-Уудэ является крупнейшим между Китаем и Монголией и через него проходит большое количество продовольствия и стройматериалов в Монголию.

Очевидно, Замын-Уудэне является туристической Меккой Монголии, поэтому из интересных мест здесь - железнодорожный вокзал, стоянка для упомянутых джипов с «трансграничными» водителями, отделение полиции с вычурный эмблемой, а также несколько кафе.

Таким образом, самым большим развлечением для нас во время пребывания за границей был обмен валют. 50 китайских юаней (около 200 гривен) нам обменяли на 17 тыс. монгольских тугриков (да, тугрики - это монгольская валюта). Купив себе «шпагетти» (спагетти на монгольский манер) за 6 300 тугриков, два пирожных по 800, а также три чая мы получили самое большое удовольствие за 1,5 часа.

Возвращение в Китай - по тому же алгоритму. Но по эту сторону границы вас встречает гигантская китайская радуга.

Однако только на обратном пути ты замечаешь еще один контраст - какие разные степи в этих двух странах. Во «внешней» Монголии с обеих сторон глазу не за что зацепиться и степь заканчивается там, где далеко на горизонте начинается небо. Однако, проехав несколько километров через границу во Внутренней Монголии здесь посреди поля стоят многочисленные ветряки, которые медленно накручивают мегаватты электроэнергии для Поднебесной.

Эти спокойные и тихие великаны красноречиво подчеркивают то, чем отличается по-настоящему современное государство - это прежде всего эффективное использование всех своих ресурсов. Даже если ресурс этот - пустыня Гоби. Проехав более 700 километров, меня не покидало ощущение, что каждый метр этой страны учтен и проконтролировано его использования - везде отгороженные пастбища для лошадей, коров, овец и коз, везде ветряки и небольшие фермы.

Но, проехав по дороге по Китаю, ты видишь, что бескрайняя степь все-таки имеет край - там, где начинаются горы, которые становятся все более высокими и крутыми с приближением к Пекину. Сама же китайская же столица окружена Душистыми горами (Сишань).

Надо упомянуть и о другом герое нашей поездки - монгольском водителе, который за 300 юаней и семь часовбешеной езды на скорости 120 километров в час довез нас от Эрляна в Пекин. Несмотря на его беззаботное и даже слишком спокойное лицо во время агрессивного и безумного вождения, невольно вспоминались страницы истории, когда монголы, наверное, с таким же безграничным спокойствием на лице преодолевали тысячи километров, завоевывая новые и новые территории для первой по величине сухопутной в мировой истории империи. Поэтому сегодня, судя по всему, потомки тех монголов находят отдушину в железных конях.

Таким образом, с поправкой на огромную автомобильную пробку в пригороде Пекина в 23:00 мы оказались дома - истощенные, но с нужным штампом о выезде из КНР в загранпаспорте. Поэтому поездку можно считать удачной, но в следующий раз летим в Гонконг.

Дмитрий Кривцун, Пекин – Эрэн-Хото – Замын-Уудэ-Пекин, фото автора
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ