Любовь к путешествиям и интересным традициям подтолкнула меня рано утром в воскресенье 13 января поехать в село Осички Савранского района Одесской области, чтобы снимать праздник Маланки.
Само путешествие началось в субботу днем с поиска авто на сервисе BlaBlaCar, где можно найти место в попутке. Забронировав место и приехав утром на Одесскую площадь, я с удивлением узнал, что забронировал всего лишь место в маршрутке, что направляется в Одессу. Все-таки традиция обманывать в Украине очень давняя, потому нужно быть внимательным при выборе авто на BlaBlaCar. Однако дорога до поворота Одесской трассой оказалась легкой, невзирая на многочисленные ямы на этом автобане.
Минут за двадцать по приезду удалось поймать попутку на Саврань. Дорогой наслаждался громкой и веселой песней «Моя девочка дурман, я с тобой буду пьян» из динамиков авто, а за окном красивые зимние пейзажи перемешивались с биллбордами с лозунгом «Мы идем своим путем». Таксист, который подвозил от Саврани до Осичек, напугал, говоря, что сегодня Маланки не будет, а все самое интересное всегда происходят 14 января. Но деваться некуда, раз приехал, нужно искать колядников.
Но, как оказалось, хоть таксист и живет совсем рядом с Осичками, он не очень хорошо ориентируется в местных традициях, или, скорее всего, был на празднике только 14 января. «Дідки», которые символизируют злых духов, начали попадаться нам на глаза почти сразу, как мы заехали в Осички, даже стало немного трудно ехать, потому что одно из основных развлечений у «дідків» — это останавливать автомобиль и требовать за проезд по улице деньги. Привычная такса сейчас составляет 50 гривен. Платить нужно обязательно, потому что есть большой риск, что «дідки» не только не пропустят машину, а еще и вытянут из нее водителя. Но «дідки» очень порядочные и деньги требуют не просто так, а за хорошо выполненную работу. Машину могут обмести веником, а прохожего «подковать» несколько раз молотком по подошве ботинка. Каждый достаточно болезненный удар стоит 10 гривен, потому нужно хорошо подумать, стоит ли слишком долго наслаждаться таким массажем.
Вообще «дідки» старательно подходят к созданию образа. Кроме молотков, они вооружены кнутами, которыми полосуют всех окружающих — хоть местных, хоть приезжих. Хотя получив сзади кнутом по ногам, больше погружаешься в атмосферу праздника, а кровоподтеки красуются и чувствуются целую неделю.
Также «дідки» любят бороться с прохожими в снегу. Борются они серьезно, иногда кажется, что вот-вот переломят руки или ноги. Нужно быть очень осторожным при съемке, чтобы случайно не получить молотком или кнутом по камере. Невзирая на солидную и тяжелую одежду, перемещаются «дідки» как будто привидения, быстро и неожиданно появляются неизвестно откуда и начинают дурачиться. А еще «дідки» любят пугать детей и бегать за ними по селу. Однако дети не остаются в долгу и усердно закидывают «дідків» снежками.
На празднике есть три основных персонажа: сама Маланка, это переодетый в девочку мальчик пяти-шести лет, казак в военной форме и «дідки» с молотком и кнутом. Поэтому они и «дідки» потому что как иначе назвать такого почтенного пана, который нацепил на себя костюм из кож животных, перьев, соломы и ветвей? Маланку одевают в традиционный женский костюм, украшают новогодним дождиком, рисуют брови и румяные щеки. Казака одевают в старую военную форму и рисуют усы, потому что на эту роль берут безусого подростка. Между прочим, подготовка к празднику начинается еще в начале декабря.
13 января с десяти утра по селу ходят «дідки», а в это время очень засекречено одевают Маланку. Маланок всего две: одна — в Кемпе, другая — в Бондаривке, как говорят местные, в разных краях села. Так и не удалось договориться о том, чтобы зайти в дом и снять, как ее одевают. Сначала «дідки» хотели много денег, а затем вообще отказались. Есть тайна, и ее нельзя никому раскрывать.
После того, как Маланку оденут, щедровальники с полчаса поют под дверью. Маланку выводят, и почти одновременно с двух сторон села начинается шествие. Пока щедровальники поют на пороге, Маланка с одним «дідком» и казаком заходят в дом и засевают. В это время другие «дідки» тянут со двора все, что попадется под руку: банки, тележки, разный хлам. Местные говорят, что раньше, когда дома еще были накрыты осокой, могли и козу затянуть на крышу. К сожалению, местные жители мало знают об истории Маланки, все только говорят, что празднику много лет, еще деды-прадеды праздновали так, как и сейчас, и даже в советское время праздновали, хотя тогда за это могли вызывать в райкому Один из местных показал старые фотографии, которые понемногу выцветают и дожидаются, чтобы кто-то занялся сканированием и записью историй тех, кто еще помнит старые времена.
Уже после того, как щедровальники споют, все заходят в дом и садятся за стол. Село достаточно большое, домов много, потому работа щедровальников тяжелая, каждый хозяин пытается быть очень гостеприимным, столы заставлены картошкой, колбасами, салатами и не менее традиционным самогоном. Так и ходят щедровальники, пока есть силы, до позднего вечера, а на следующий день снова одеваются и направляются в центр села.
Тогда, 14 января, «дідки» устанавливают с помощью колодки четкую границу, за которую зрители не могут переступать. Того, кто перейдет черту, сразу бьют нагайкой, а это же достаточно больно. Граница медленно двигается к центру села, где обе Маланки встречаются. Здесь начинаются танцы до ночи, поедание ухи и распитие алкоголя. О новых традициях с музыкой и ухой репаний (то есть, рожденный) в Осичках Василий Скрипник говорит, что «все идет к лучшему».
В отличие от известного на весь мир празднования Маланки в Красноильске, что понемногу превращается в туристический аттракцион, праздник в Осичках — очень местный, сохранил почти без изменений древние традиции и не обременен вниманием туристов или прессы.