Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О Китайском Новом годе

4 февраля, 2017 - 09:50

Что для вас означает «Китайский Новый год»? Для меня всю жизнь Китайский Новый год выглядел как тематическая возможность собраться с друзьями, растянуть «послевкусие» нашего традиционного Нового года и поднять бокалы за неизвестный праздник, который почему-то на месяц позже отмечают на другом конце света, украшая это ежегодной сменой символических животных. Однако переезд в Китай несколько навел фокус на размытое представление о большом празднике в Поднебесной. Попробую описать то, что имел возможность наблюдать на протяжении последних двух недель в повседневной жизни Пекина.

Что же такое Китайский Новый год, или Новый Год по лунному календарю, или Фестиваль Весны, или Чуньцзе (春节), как его называют сами китайцы? Как понятно из одного из названий, посвящен он зимнему новому месяцу после окончания полного лунного цикла. Кроме того, Чуньцзе — это самый главный и самый длинный праздник в стране, который начинается в конце января и официально отмечается в течение двух недель. В этом году праздничные даты выпали на 27 января — 5 февраля — это минимальные рамки для отдыха в Китае. В первый день перед Новым годом (в этом году — 27 января) в Китае принято убирать дома и готовиться к празднованию. Это также последняя возможность украсить свой дом и улицу красными китайскими фонарями, перевернутым иероглифом «Фу» (он означает «богатство» и «успех»), а также красной бумагой с коротким философским стихотворением. Последние два вида украшений, кстати, остаются на входной двери китайцев на весь год — до следующего праздника Чуньцзе.

Вообще красный цвет имеет ключевое значение в праздновании Фестиваля Весны. По старинной легенде, в начале каждого года чудовище по имени Ньен приходит, чтобы съесть скот, запасы и даже людей. Именно поэтому китайцы выкладывали на пороге дома еду, чтобы задобрить Ньена.

Но, как гласит легенда, однажды жители увидели, что Ньен боится красного цвета и особенно пугается хлопушек и фейерверков. Поэтому красное оформление домов, красные элементы одежды и фейерверки стали одним из главных символов празднования Чуньцзе.

Традиционный и наиболее распространенный подарок на праздник Нового года — красный конверт с деньгами. Причем лучшая сумма денег — та, которая будет содержать как можно больше «6», «8» или «9» — чисел, которые считаются счастливыми в китайской культуре. Поэтому не пугайтесь, если когда-нибудь ваш знакомый китаец подарит вам конверт с 66,6 юанями — наоборот, это очень дружественный жест с его стороны.

Еще один из важнейших элементов — китайские вареники, или цзяоцзы, которые наполняют различными начинками (обязательно солеными). Лепить цзяоцзы — это одно из основных развлечений накануне Фестиваля весны, которым занимаются как в семейном кругу, так и в детских садах, школах и любых коллективах. Кстати, в Китайской традиционной культуре принято, чтобы на большие праздники в семье готовили мужчины.

Чуньцзце — это преимущественно семейный праздник, поэтому все стараются провести это время с родными и близкими. В большой стране члены многодетных семей могут жить в разных городах и провинциях, но на Новый год они пытаются воссоединиться. Поэтому за несколько дней до Чунцзе происходит сезонная массовая внутренняя миграция — десятки миллионов китайцев садятся на все поезда, самолеты и другие транспортные средства, чтобы вернуться домой — в родные города, где живут их семьи.

(Фото взято с сайта http://www.insider.gr)

По этому поводу недавно все новости облетела забавная и драматическая история о том, как один китаец, желая приехать к семье на Новый год и не имея средств на билет, решил преодолеть 1700 километров на велосипеде. Однако через месяц и 500 километров он обнаружил, что ехал в обратном направлении ...

Поэтому все крупные города на Китайский Новый год становятся «безлюдными». Мне на глаза даже попадала информация, что в это время в Пекине остается 5-7 из 22 миллионов населения. К сожалению, подтвердить ее я не могу. Однако аргумент в пользу этого — пустые улицы, подземка и общественный транспорт.

Даже велосипеды и мопеды, которые так сильно любят китайцы, настырно не носятся по всем тротуарам.

Уже 28 января в Пекине наступает «мертвый сезон» — почти все магазины, заведения питания и развлечений закрываются — работают только те, которые рассчитаны на иностранцев. И кому они еще нужны, если первый день Нового года у китайцев принято проводить в кругу семьи?

В этот же день китайцы «вспоминают» о втором элементе борьбы с упомянутым мифическим чудовищем Ньеном и достают пиротехнику. И в течение следующих дней до самого конца Чуньцзе вам приходится привыкать к постоянным взрывам различной интенсивности и силы. Так как Ньен «боится» шума, поэтому и для китайцев главным является не красота фейерверков (хотя и она важна), а громкость. Интенсивность, конечно, увеличивается к вечеру, когда к громкости фейерверков добавляется и яркое сияние и раскрывается вся утонченность мастеров Китая — родины пороха и пиротехники. В эти дни сияют и гремят почти все улицы и дворы Пекина.

На следующий день уже можно выходить из дома в поисках приключений, впечатлений и духа Китайского Нового года. Как я уже отмечал, большинство заведений для развлечений и питания в течение Фестиваля Весны закрыты, а китайцы очень любят перекусить, поэтому все толпы людей, которые остались в китайской столице, направляются к местам, где можно найти уличную еду — на известные туристические улицы и пекинские ярмарки.

Последние, как правило, разворачиваются у известных храмов — как, например, Храма Земли. Здесь можно не только наесться цзяоцзами, сосисками на палочках, фруктами в карамели и другими лакомствами, но и посмотреть праздничные представления, танцы и другие развлечения. Это также хорошая возможность приобрести себе нынешний символ Чуньцзе — огненного петуха.

 Однако в 2017-м наибольшей популярностью пользуются маленькие желтые цыплята, которых можно прицепить хоть на волосы, хоть на одежду.

По китайской традиции в Чуньцзе каждый день что-нибудь означает, символизирует и требует соблюдения определенного формата празднования. Однако одним из самых активных с точки зрения празднования оказался 5-й день Фестиваля Весны, который выпал на 1 февраля и символизировал День рождения Бога достатка и благополучия. Ну кому же не нужно благосостояние? Поэтому этот праздничный День в Пекине отмечают особыми представлениями, маскарадами и еще более интенсивными салютами.

Однако в современном Китае видимо уже не так легко найти людей, которые полностью соблюдают каноны празднования Чуньцзе — все веселятся и используют свободное время для встреч с родными и друзьями. И молодежь часто не слишком радуется возвращению из крупных городов на малую родину ради встречи со всеми родственниками. В Китае с ростом благосостояния в мегаполисах, как и во всем мире, увеличился возраст вступления в брак и рождения детей. Люди старшего возраста считают, что в 27-29 лет уже нужно создать семью, поэтому во время зимних каникул они пытаются быстро сосватать своих детей или внуков хотя бы кому-то. Это и вызывает определенный дискомфорт у молодежи. Но это не мешает массовому воссоединению миллионов семей по всей стране в честь Фестиваля Весны.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Для меня настоящий праздник — это не просто набор массовых мероприятий, украшений или салютов. Праздник всегда связан с традицией празднования, определенным набором действий, хорошими воспоминаниями, чувством ностальгии и стремлением воссоздать предыдущий опыт комфорта и отдыха в кругу близких людей. Для китайцев, очевидно, Чуньцзе подпадает под такую ​​дефиницию праздника. Однако меня Фестиваль Весны интересовал больше с антропологической точки зрения. Скучаю же я по домашнему теплу Нового года и Рождества, которое подарить может разве что родня земля — ​​Украина.

Дмитрий КРИВЦУН, Пекин
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ