Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пестрая Ланка

Как океану, слонам и чаю живется на «слезе» Индии
29 ноября, 2007 - 18:29

Первое, а потому самое яркое впечатление от Шри-Ланки — океан. Ночной рейс не дал возможности встретиться с ним сразу же тет-а-тет, зато его субстанция настойчиво давала о себе знать. Не из-за влажности воздуха или характерного шума. Здесь что-то другое. Ощущение силы, энергии натиска, страха, которые «дает» океан каждому, кто ступает на его берег, без усилий пробивается сквозь стены фешенебельной гостиницы, намекая на то, что перед вами нечто вооруженное и очень опасное. Цунами, обрушившийся на берега Индонезии, юга Индии, Таиланда и других стран, и в том числе Шри-Ланки, в декабре 2004 го, помнят здесь оченьхорошо до сих пор. По различным оценкам, тогда погибло от 165 до 234 тысяч человек. Молодой ланкиец, работающий в гостинице, рассказал, что цунами 2004-го навалился на эти берега абсолютно неожиданно, унеся почти половину его семьи и лишив его брата и сестры. Вообще на Цейлоне, видимо, нет ни одного человека, которого бы не коснулось это бедствие. Если 15-метровая волна обошла какую-то семью непосредственно, то обязательно унесла жизни друзей или знакомых. Эта трагедия до сегодняшнего дня висит здесь в воздухе глухим молчанием, и что хуже всего — постоянно напоминает о себе: обломками рыболовецких лодок ланкийцев, которые океан, как занозы под кожу, загнал в песок; пластиковыми, металлическими, цементными обломками; кусками вещей и раздавленных детских игрушек, которые стихия уже в течение трех лет «отрыгивает» на берег. Словно это когда-нибудь компенсирует съеденные ею человеческие жизни... Если фешенебельные гостиницы за эти три года уже успели отстроиться, то от прибрежных домов местных жителей не осталось и намека.

Захваченный врасплох дневным светом, океан демонстрирует совсем другое свое обличье. Будто подстраиваясь под релаксационный пейзаж (экзотические пальмы, голубое небо, горячий и приятный на ощупь песок) и угождая туристам, которые выкладывают за отдых здесь немалые деньги. А что еще, кроме теплой и почти райской среды необходимо туристам из Восточной Европы, привыкшим, что октябрь означает «холодно», «тошно», а иногда даже и «снег». Чего еще хочется тем, кто по полгода живет в зиме?

Но райские пейзажи — это лишь одна из сторон Шри-Ланки... Как оказалось, набор достоинств Цейлона весьма разнообразен по своему ассортименту: океан, горы, рисовые поля, пальмовые плантации, большие озера. Во всяком случае, это то, что нам удалось увидеть за четыре дня.

«ГОСПОДИН УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОСТРОВ»

Именно так переводится название острова Шри-Ланка, которое он, традиционно названный благодаря своей географии еще и «слезой» Индии, получил в 1972 году. Первое и традиционное имя этой земли — Цейлон — как и предыдущее, санскритское, но в переводе звучит как «земля львов». Лев, кроме присутствия в названии страны, заслужил роль главного действующего лица на флаге и гербе страны. Хотя, по словам самих ланкийцев, царь зверей на острове не встречается вообще.

Это не единственный парадокс государства-острова. В частности, свою республику ланкийцы на официальном уровне определили как демократическую социалистическую. Как удается сочетать кардинально разные идеологии, строя одно государство, — это, как говорят, здешний секрет фирмы. Так же как и артикуляционный талант ланкийцев, способных произносить название здешней официальной столицы, где находится парламент и верховный суд, — Шри-Джаяварденепура- Котте. Хотя столиц на острове тоже две. Другая, действующий центр жизни страны, нуждается в значительно более скромных усилиях языкового аппарата и называется Коломбо. Там расположена другая часть ланкийской правящей элиты — правительство и резиденция президента страны.

Как и в соседней Индии, на Шри-Ланке живет многонациональный народ, но господствующая религия здесь одна — буддизм. Его исповедует большинство населения, этническое происхождение которых — сингалы. Вторая по количеству адептов религия — индуизм. Индуистским богам поклоняются тамилы. Есть здесь также сторонники христианства и ислама. Но противостояние мировоззрений именно сингалов и тамилов определяет не только религиозные, но в первую очередь политические и светские вехи жизни страны. Очень интересный момент: основную причину столкновений между представителями различных этнических групп Шри-Ланки составляет языковый вопрос. Здесь (так же, как и на другом континенте, в другой стране и из- за другого языкового вопроса) в свое время на языковом вопросе (сингальский или тамильский?) очень удачно играли политики. И только недавно одному из представителей правящей элиты удалось урегулировать этот вопрос, найти компромисс, который удовлетворил запросы всех сторон. Конфликт между сингалами и тамилами утих, хотя не исчерпался, и, как говорят ланкийцы, его вряд ли удастся загасить окончательно.

ЗУБ БУДДЫ И ЛАНКИЙКИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛЕТ

Нам посчастливилось увидеть большинство здешних самых известных исторических памятников. В частности, Полоннаруву — руины столицы сингальского государства XI—XIV веков. Сохранилась очень незначительная часть города, а назначение большинства найденных археологами объектов ученые до сих пор не в состоянии объяснить. Из-за бедности государства исследователи не торопятся с экспертизами и заключениями, а восстановление даже самых основных памятников Полоннарувы прекращено еще в начале 2000-х годов.

Дворец Сигирия на вершине огромной горы — это один из примечательных символов Шри-Ланки. Древние наскальные рисунки, изображающие полуобнаженных ланкиек, насчитывающих несколько тысяч лет, переносят на обложки большинства туристических путеводителей и буклетов. Дворец Сигирия находится на достаточно значительной высоте, и, учитывая 30-градусную жару, дорогая туда совсем непростая. Несмотря на это, среди осмеливающихся бросить вызов высоте на пути к духовному просветлению можно увидеть не только взрослых и молодежь, но и школьников и, так сказать, представителей детсадов. Остров славится и самым древним в мире храмом Будды — Дамбулла. Там хранится самая большая коллекция статуй Будды, высеченных из камня и изображающих восточное божество в разных состояниях.

Ну и, конечно, город Канди. Горная чайная столица мира, где располагается множество основанных еще англичанами чайных фабрик. Наш ланкийский гид Фазли, этнический представитель мавров (местные потомки арабов), не без сожаления рассказывает, что, согласно прогнозам чайных экспертов, в скором времени чай на Цейлоне выродится из-за небрежности в уходе за ним. В свое время именно англичане, а не ланкийцы, сформировали чайную индустрию на склонах Цейлона, уделяя максимальное внимание всем этапам чайного процесса. Сейчас чайная индустрия Цейлона перешла на политику потребительскую. А вот о будущем львиной части прибыли страны никто не заботится.

А сам процесс сбора чая оказался, признаться, очень поэтичным зрелищем. Добавьте к нежно-зеленой чайной листве и экзотике весьма своеобразных ланкийских собирательниц чая еще и горы, густые леса и водопады. Даже телевизионщики не смогли украсить пейзажи высокогорного Цейлона, это неповторимое зрелище.

Ланкийские горцы живут хуже, чем«равнинное» население. За несколько лишних рупий «на чай» в высокогорном Цейлоне не просто благодарят и искренне растягивают губы в фирменной ланкийской улыбке, но и вручают примитивную самодельную визитку. Мол, заезжайте в гости в любое время. Собственно, это самый ценный сувенир, который мне удалось привезти из Шри-Ланки.

ВЕРХОМ НА СЛОНАХ

Как и любая страна, работающая на развитие своего туризма, Шри-Ланка определилась со своим набором национальных символов, которые воздействуют на туристов по принципу крючка и на которых можно делать хорошие деньги. Вот хотя бы слоны. Это чуть ли не самая примечательная черта Шри-Ланки. Их изображают на всех «попсовых» сувенирах и открытках. На территории острова есть даже несколько искусственно созданных зон, где содержат слонов, которые не в состоянии выжить в природных условиях. На достаточно больших территориях созданы все условия для существования животных. Туристов в таких «арендованных жилищах» слонов всегда очень много. Здесь можно даже дотронуться к животным и кормить их бананами. Но исключительно под наблюдением специально обученного персонала, который следит за безопасностью. Ведь, несмотря на свою внешнюю неповоротливость и позитивный настрой, слоны бывают достаточно агрессивны, в частности, когда речь идет об их потомстве. Именно это объяснили нам в одной из гостиниц, где администрация отказалась выдавать нам велосипеды напрокат вечером. «Вы можете столкнуться с дикими слонами, которые очень опасны. Случались прецеденты, когда животные просто затаптывали неосмотрительных туристов», — спокойно разъяснили нам на рецепции. Но не во всех гостиницах слонов остерегаются, в некоторых из них животных используют в качестве анимации и тащат к жадным на развлечения туристам на массивных цепях. Почувствовать себя ланкийским аборигеном верхом на слоне можно за десять долларов.

Еще одна местная особенность — это народные танцы и барабаны. Даже на банкноте номиналом в 500 ланкийских рупий (что соответствует приблизительно пяти долларам) изображен традиционный образ ланкийца с барабаном. Шри- Ланка — это страна, в которую до сих пор не попал ни рок, ни панк, ни другие уже почти устаревшие как для Европы музыкальные стили. Во всяком случае, мне их не удалось найти ни в одном музыкальном магазине. Здесь в основном слушают реггей и местный фолк. Одна из самых известных и раскрученных здешних групп — Elephant Foot — использует пять барабанов и духовой инструмент наподобие свирели. Их мелодии родом оттуда, где родились сами музыканты — из Хиккадувы (южный регион Шри-Ланки, известный курорт). Братья-музыканты подчеркивают, что несмотря на свою этничность, их творчество подверглось значительному влиянию Запада. Это не удивительно, ведь на Цейлоне, как и в Индии, очень чувствуется колонизационный «осадок». Здесь все без исключения знают английский и пьют «Кока-Колу». В одной из гостиниц мне приходилось наблюдать очень интересную картину. На фоне собственно ланкийского пейзажа группа собственно ланкийских деток, играя, начала петь. К своему изумлению, после нескольких музыкальных реплик я поняла, что слова этой песни мне знакомы еще со школьных уроков английского языка. Это оказалась американская рождественская песня Gingle Bells...

Прокручиваю в памяти путешествие по Цейлону, и создается впечатление, что на самом деле я побывала не в одной, а в нескольких странах. Курортные прелести Шри-Ланки живут своей жизнью, высокогорные чайные — другой, духовный Цейлон — это уж совсем отдельная история. А наблюдая за островом, жалеешь, что человеческое сознание склонно к адаптации. Меньше всего хочется, чтобы когда-то эти картины экзотической южной жизни нашей планеты отождествились по своей будничности с киевскими дождями. Хотя они, наверное, не менее прекрасны. «Фишка» в том, чтобы держать свои глаза широко открытыми.

Маша ТОМАК, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ