Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинскими местами ПАРИЖА

24 января, 2013 - 15:53
МОГИЛА СИМОНА ПЕТЛЮРЫ НА КЛАДБИЩЕ МОНПАРНАС В ПАРИЖЕ
В МУЗЕЕ СИМОНА ПЕТЛЮРЫ В ПАРИЖЕ

Путешественник, попав в казну Запада — Париж, встречается с трудностями распределения своего времени. Ведь знаковых мест здесь множество: едва ли не каждая центральная улочка достойна стать объектом для исследования. Частью этого разнообразия является украинское наследие, связанное, прежде всего, с жизнью наших соотечественников в эмиграции. Здесь можно посидеть в сквере Тараса Шевченко рядом с храмом святого Владимира, посетить музей Симона Петлюры или совершить путешествие в парижское предместье Сарсель, где годами создавалась «Энциклопедия украиноведения».

АТАМАН

Библиотека имени Симона Петлюры расположена в 20-м парижском округе на улице Палестин. Путь к ней можно преодолевать на метро до станции Jourdain, но не менее интересно добраться туда своим ходом. Палестин — боковая улица Бельвиль, которая пролегает в одноименном квартале. В Париже его шутя называют Вавилонвиль, потому что заселенный по      большей части эмигрантами, начиная с 20-х годов прошлого века: преимущественно армянами,     греками и поляками, а впоследствии       — алжирцами и тунисцами.

Первый этаж занимает часовня святого Симона. Здесь собираются на богослужение, а также проводят воскресные школы для детей с изучением Закона Божьего, украинского языка и украиноведения. На доске объявлений — расписание мероприятий, сообщения о выставке украинского скульптора Пинзеля в Лувре и совсем бытовые записи наподобие «Ответственный серьезный мужчина ищет работу».

Библиотека и музей Симона Петлюры разместились на втором этаже дома. Ими занимаются Ярослава Йосипишин, дочь соратника Петлюры Петра Йосипишина, который руководил библиотекой в течение 30 лет, и Дария Мельникович, которая эмигрировала из Украины во время Второй    мировой войны. Обе работают        на волонтерских началах, что было бы невозможным, если бы женщины не получали пенсии. Пани Ярослава — директор, на ней организаторская работа, пани Дария — библиотекарь, работает с книгами.

В фондах библиотеки — свыше 30 тысяч названий. Могло бы быть намного больше, но во время войны значительную часть фондов конфисковало гестапо. Как ни парадоксально, но, по словам пани Йосипишин, навредил библиотеке ее предыдущий директор. Считал, что для укрепления независимости нужно передать все книги в Украину, потому и раздавал их всем, кто приходил в библиотеку. В итоге немало экземпляров с библиотечными штемпелями оказалось в Киеве на Петровке.

По большей части ученые здесь ищут то, чего нет в Украине. Например, уникальные издания диаспоры 1940-х годов или единственный экземпляр издания «Антикоммунист». Услугами библиотеки активно пользуются студенты и ученые из Украины, Франции, Германии, Нидерландов. Книг на руки здесь, конечно, не получить, потому что слишком часто у них вырастают ноги. А вот детальную информацию о необходимых изданиях или даже их фотокопии — охотно.

Уникальным по своим экспонатам является музей Петлюры. В комнатке, где крайне редко загорается свет, ведь гости появляются не так часто, хранятся личные вещи главного атамана УНР — пояс, пряжка, пальто, волосы и сорочка, в которой он был смертельно ранен. Есть здесь и сертификаты на право проживания пани атаманской и дочери Леси во Франции, награды Зимнего похода, Крест Обороны Львова и копия креста Симона Петлюры.

Смертельные ранения Симон Петлюра получил на улице Расин, откуда его сразу доставили в больницу «Шарите». Здесь же находится бывшая часовня госпиталя, которая в 1942 году была передана украинскому обществу УГКЦ. При входе в храм святого Владимира Великого — две таблички на французском и украинском языках со словами: «Симон Петлюра, Председатель Украинской Народной Республики, главный Атаман Украинских вооруженных сил, который был тяжело ранен — на улице Расина в Париже — врагом украинской государственности. Был доставлен в лечебницу «Шарите», в состав которой входила эта церковь, и здесь умер 25 мая 1926 года». Внутри церкви есть маленькая ниша с крестом, где стояла кровать, на которой умер атаман. Похоронен он в самом центре Парижа на кладбище Монпарнас, где ежегодно в день его смерти отправляют панихиду.

В ТЕНИ ШЕВЧЕНКО

Здание храма святого Владимира Великого расположено на углу улочки Сен-Пер и бульвара Сен-Жермен. Именно в этот бульвар, переполненный кофейнями и книжными магазинами, упирается небольшой сквер Тараса Шевченко, где в 1978 году был установлен памятник поэту. Если с полчаса посидеть на скамье под деревьями, сразу замечаешь, каким динамическим в этом месте является Париж. Бульвар — главная транспортная артерия на левом берегу Сены.

На фасаде храма — фигура античного покровителя медицины Эскулапа, ведь в помещении церкви длительное время действовали клиническая школа и Медицинская академия, впоследствии — медицинский факультет. В 1960 году, когда Папа Римский создал Апостольский экзархат для украинцев во Франции, церковь святого Владимира Великого стала его центром и получила статус собора. В настоящее время к ее парафии принадлежат около 500 семей из Парижа и окрестностей, а следовательно, храм является местом сбора едва ли не всей украинской диаспоры в городе. При церкви действуют курсы французского языка для вновь прибывших из Украины, а для детей — воскресные занятия по украинскому языку, истории, географии, обычаям. Ежегодно прихожане отправляют богослужение в Соборе Парижской Богоматери по жертвам Голодомора 1932—1933 годов, а в мае едут в монастырь в Санлисе, который основала королева Франции Анна Ярославна.

САРСЕЛЬ

20 минут на поезде из Парижа через Сен-Дени, город захоронения французских королей, — и вы в Сарселе, 60-тысячном городе и муниципалитете. Добраться до него можно и на автобусе, двигаясь в северном направлении от Парижа. Это займет немного больше времени, но вместе с тем вы получите      возможность познакомиться с окрестностями французской столицы.

Сарсель, который находится примерно за 20 километров от Парижа, долгое время ассоциировался с деятельностью центра Научного общества имени Шевченко в Европе. Начиная с 1950-х годов, для украинской эмиграции он был символом культурного и научного развития за пределами Украины. Двор, в котором ученые могли бы спокойно работать, приобрели в 1949 году. Ученые жили скромно, в однокомнатных помещениях. Но поскольку большинство из них приехали из Ди-пи лагерей, никто не жаловался на жилищные условия. В сравнении с лагерными бараками комнаты в Сарселе были намного комфортнее.

Последние 10 лет за усадьбой присматривает секретарь НОШ в Сарселе Анна-Мария Довганюк. В настоящее время она сама живет в огромном трехэтажном доме, в котором раньше бурлила академическая жизнь. Гостеприимно принимает посетителей, сопровождает их во все уголки здания. Наиболее заинтересованным показывает сад, за которым самостоятельно ухаживает. Выращивает огурцы, капусту, летом срывает черешни, а осенью собирает орехи. «Здесь был большой двор для того, чтобы ученые не только работали, но и могли выйти на свежий воздух. Каждый имел свою скамью, чтобы читать. Здесь росло много цветов. Работали и отдыхали. Кто морковь сажал, а кто цветы, — отображает ретроспективу Анна-Мария. — Сейчас я с полуюмором, полуслезами, как Леся Украинка, смеюсь, чтобы не плакать. Приезжайте ко мне на черешни».

Повод для слез все же есть, ведь сразу после получения Украиной независимости НОШ переехало во Львов, а дом медленно начал приходить в упадок. Нынешний председатель научного общества в Сарселе Стефан Дуниковский едва ли не с отчаянием рассказывает, что должен заниматься трубами, стенами, лампочками вместо того, чтобы браться за научную работу. Адвокат по специальности, уроженец Франции говорит, что и председателем его избрали только потому, что некого больше было выбрать: «Занимать высокие должности — честь для всех, но для меня это очень скромно, потому что ничего не могу здесь делать». Возглавив общество, он пообещал, что слов «продажа этого дома» никто не услышит.

Сегодня просторные кабинеты, библиотеку, коридоры обвивает паутина. В домашнюю часовню, освященную Патриархом Иосифом Слепым, Анна-Мария советует заходить осторожно: стены вот-вот могут развалиться. На сегодняшний день книги в библиотеке НОШ фактически не прочитаны. Один из стеллажей заполнен действительно уникальными записками научного общества. «Если кто-то хочет 10 раз стать доктором наук и академиком, то за три месяца это можно легко сделать, исследовав эти материалы», — полушутя-полусерьезно рассказывает Анна-Мария. На столике — печатная машинка, из которой вышел в свет первый том энциклопедии, — экспонат №1 в будущий музей.

Работа над «Энциклопедией украиноведения» и ее появление было настоящим явлением не только для всей диаспоры, но и для Украины. Ресурсы для издания энциклопедии ее редактор Владимир Кубийович искал по всему миру. Советская пропаганда, в частности, утверждала, что энциклопедия выходила за американские деньги. Это было фактически правдой, только, как в своих воспоминаниях упоминает член НОШ Иван Кошеливец, «не за те деньги, на которые намекали русские пропагандисты, а за добровольные пожертвования украинских граждан из Северо-Американских штатов и Канады». Систему сбора средств необходимо было налаживать лично, а следовательно, посещать все украинские центры. Считают, что сарсельская «Энциклопедия украиноведения» спровоцировала издание «Украинской советской энциклопедии». Мол, украинцы не должны читать эмигрантскую гадость, поэтому нужно предложить им альтернативу.

Фото предоставлено автором

Кристина БОНДАРЕВА, Львов — Париж — Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ