Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Расширяем барьеры

Определены победители Первого международного театрального Интернет-Конкурса «Театр.NET»
26 мая, 2020 - 11:36
"МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ", ОДЕССКИЙ ТЮЗ ИМ. Ю. ОЛЕШИ

Завершился Первый международный театральный Интернет-конкурс «Театр.NET», который представлял культурно-художественный проект «Theatre Day Fest». Организаторы конкурса в предыдущие годы активно проводили Фестиваль Украинского любительского театра «День театра». В этом году они решили расширить собственные барьеры, пригласив к участию не только любительские театры, юношеские и детские студии, но и независимые профессиональные театры и социальные проекты, присоединились также государственные театры и театры диаспоры. Условия конкурса были простыми – нужно было послать качественное видео спектакля, премьера которого состоялась в 2018-2019 гг.

На конкурс поступило 175 спектаклей, из которых по техническим нормам на оценку экспертов попало 145 спектаклей. Экспертный Совет в течение месяца пересматривал представления и выбирал победителей режиссерского конкурса, а также победителей в каждой номинации. Отобранные представления в режиссерском конкурсе оценивало режиссерское жюри, когда художественные руководители ведущих украинских театров ознакомились с лучшими представителями, которые работают в любительских и независимых театрах. Задачей конкурса было не только ознакомить, но и стимулировать приглашение режиссеров на постановки в киевские театры в следующем сезоне.

Очень важным является тот факт, что к оценке приобщались и зрители, поскольку на сайте проекта был предложен просмотр спектаклей и голосование за «Приз зрительских симпатий» во всех номинациях. Почти 60 000 зрителей из 25 стран мира поддержали конкурсантов.


«# PROSTO_ЧИТАЕМО_КАЗКЫ» - ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "РАЗНЫЕ ЛЮДИ", г. ВЫШГОРОД

Дополнительным бонусом конкурса стали онлайн-конференции «Круглые столы» с членами Экспертного совета. Участники конкурса услышали критику, плюсы и минусы своих спектаклей, присоединились к обсуждению положения театра определенного направления. Еще одним подарком были трансляции записей интервью с украинскими режиссерами, которые длительное время проживают за рубежом: Валерием Бильченко, Григорием Гладием, Валентином Козьменко-Делинде, Олегом Липцыным. У каждого участника конкурса была возможность задать вопрос режиссерам.

Конечно, просмотр спектаклей онлайн никогда не заменит живой театр. Впрочем, именно этот Конкурс позволил ознакомиться экспертам, режиссерам и директорам театров с большим объемом любительских и независимых профессиональных театров, установил новые пути коммуникации, предоставил возможность профессионального общения во время изоляции. Ведь в первую очередь, он важен даже не призовыми местами, а участием. Без сомнения, Конкурс показал неординарные поиски, продемонстрировал самобытность коллективов, показал разнообразие и гораздо более широкое содержание понятия «украинский театр».


"451 ПО ФАРЕНГЕЙТУ", НАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР «ОТ ФОНАРЯ», Г. РОВНО

Для меня стали открытием несколько режиссерских имен. Среди профессиональных театров - это в первую очередь эстонская режиссер Яника Коппел, которая поставила спектакль «Маленький принц» в Одесском театре юного зрителя им. Ю. Олеши. Эта прекрасная история для семейного просмотра, которых так не хватает, напомнила об истинном и настоящем. Приумножив маленького принца всей массовкой, режиссер показала ряд историй, которые на самом деле прожил летчик. И вот попав в переплет в Сахаре, он смог снова запустить свой самолет, который символизирует на самом деле жизнь. Этот самолет, в основе сценографии, постепенно приоткрывает свой внутренний вид, как и собственно человек постепенно рассказывает о себе. Починить двигатель самолета - это как восстановить себя, свое движение, найти силы жить дальше. В спектакле отработанный ансамбль, где каждый играет по несколько ролей, раскрывая понимание любви, псевдоуспеха и настоящего успеха, псевдоработы и настоящей работы, псевдодружбы и настоящей дружбы. Переосмыслив все, отобрав все необходимое, герой решается жить дальше, но жить иначе - запустить свой самолет высоко в небо и достичь вершин. И спасение приходит после воспоминания об искренности детской улыбки, о чем так часто забывают взрослые, и без чего жизнь не имеет смысла.

Мощный блок профессиональных независимых театров заняли хореографические представления. Режиссер Анатолий Водзянский со спектаклем «Бумажные тигры» театра «baza. art people», г. Киев продемонстрировал великолепную хореографическую медитацию, просветление, поиск своего «Я» в тех миллионах разбитых зеркальцах сознания. Образуя мириады частиц этих внезапно возникающих и гаснущих бумажных тигров, которых практически невозможно поймать, впрочем, возможно поймать себя, вычленить из пустоты собственного сознания, и найти нужные ответы. В поисках границ подсознательного, сознательного и бессознательного работает и режиссер Владислав Детюченко. Спектакль «Сознание (под)» от «n`Era Dance Company» о борьбе со своим альтер эго. Демонстрация телом сложных внутренних процессов набирает значительных эмоциональных инсайтов.


. «БУМАЖНЫЕ ТИГРЫ», ТЕАТРА «BAZA. ART PEOPLE », Г. КИЕВ

Из любительского театра открытием становится режиссер Артем Вишневский со спектаклем «4510 по Фаренгейту» Народного молодежного театра «От Фонаря», г. Ровно. Режиссер умело составляет пазл нашего возможного постапокалипсиса, где пожарные призваны лишь жечь книги, и где мы - человечество, забили мозг развлекательным телевидением. Вообще материал Р. Брэдбери как никогда актуален для сегодняшнего дня. В спектакле есть изысканная атмосфера, состоящая из очень бедных, казалось бы, элементов пространства: света, реквизита, костюмов. Артем прекрасно обошел любые актерские «наигрыши» и возможные стереотипы. С одной стороны, хотелось бы, большего развития темы предчувствия войны в спектакле. Ведь, если произошло пробуждение такого героя как Монтэг, который стремится изменить мир, это и ведет к войне. А война - один из возможных сценариев мира. С другой стороны, возможно, сегодня должен быть другой способ? Брэдбери заканчивает книгу ядерными бомбардировками города, а какой сегодня существует альтернативный способ изменить мир? И существует ли он? Кажется, режиссер и задает нам этот вопрос.

Среди юношеских представлений качественно выделяется «Shake-S-PR-party» Учебного театра «Второе дыхание» Детской театральной школы, г. Одесса. Режиссер Федор Ткач поражает уровнем искренности и точности игры подростков. Найдя форму вечеринки с героями Шекспира, режиссер находит и содержание. Выбрав Шекспира для учебного материала, казалось бы, невозможно ошибиться, ведь часто сам материал ведет. Впрочем, режиссеру удается сублимировать квинтэссенцию всех упомянутых в спектакле произведений классика. Расщепив автора на отдельные монологи, он выводит в спектакле архетип его женских образов и проводит ось от светлой Джульетты к темной леди Макбет. Таким образом показывает путь взросления и эволюции. Найдя для каждого из персонажей атмосферное и предметное решение (то ли это ночная рубашка Джульетты и шахматная доска как основа ее трагедии, то ли куб Дездемоны, который стал ее эшафотом, то ли красная кровавая юбка Леди Макбет), режиссер сохранил сквозное действие постановки - любовь как движущую силу и неоднозначность мира. И прекрасно в финале это продемонстрировало раздвоение на белую и черную Офелию. Понятно, почему этих женщин собрал вместе Гамлет - вечный герой не только Шекспира, но и театра в целом, герой, который постоянно находится на границе белого и черного. Собственно, все пьесы Шекспира - это сочетание смешного и трагического, высокого и низкого, это поиск мирового баланса, и в спектакле речь идет именно об этом. Неоднозначность мира - это главное, а мы привыкшие клеймить всех конкретной краской, все больше забываем о том, что человека можно перетащить на сторону света в шаге от мести, убийства, падения. Так, как черная Офелия победила Гамлета в шаге от решения проблемы. Впрочем, в отличие от кровавых финалов трагедий Шекспира, здесь говорится о возрождении, восстановлении, прорастании жизни, на героев льется вода и они, смывая грязь, чувствуют начало нового.


"СОЗНАНИЕ (ПОД)" ТЕАТРА "N`ERA DANCE GROUP", Г. КИЕВ

Еще одна интересная работа юношеского театра из Одессы - спектакль «Игры ...» Молодежного театра «Призвание» (режиссер - Владимир Питеров). И хотя этот спектакль не подавали на режиссерский конкурс, он заслуживает особого внимания. «Игры на заднем дворе» Э. Мазии - очень точная пьеса для возраста 12+, для подростков, которым надо объяснять, что такое секс. Ведь возраст игр заканчивается для кого-то раньше, для кого-то позже. И если девочка может воспринимать все как шутки, то подростки постарше, которые уже знают, что такое секс, могут совсем иначе трактовать эти же шутки. И вот потом неизвестно кто из них виноват в случившемся.

Качели с детской площадки здесь понятно становятся знаком фрейдистских размышлений. Заграждение с площадки превращается в тюрьму. И дети вдруг становятся судьями. Каждый из этих детей пытается разобраться, кого же обвинить. Только один подросток имел сексуальный опыт до этого, и именно он зачинатель игры, не приняв участие в насилии физически. Он остается свободным, в отличие от других ребят, которых и подбил на преступление. И продолжает катать девушек на качелях, поскольку не понес наказания, а поскольку не осужден, значит не виноват. А дальше уже без книги о посттравматическом синдроме изнасилованных в детском возрасте не разобраться. Каким путем пойдет девочка, и о ее отношении с обидчиком. Она на всю жизнь запомнит о потере девственности, и это воспоминание не будет волшебным и сказочным, а наоборот - это будет травма, с которой надо будет жить, каждый раз восстанавливаясь.

Среди детских спектаклей непременно хочется выделить работу режиссера Елены Титаренко «#PROsto_читаем_СКАЗКИ» Творческого объединения «Разные Люди», г. Вышгород. Режиссер, который является и педагогом, вкладывает столько света, любви, надежды, удачи и вдохновения в спектакль, а, следовательно, в каждого ребенка. При таком количестве детей на сцене, ей удается сделать все максимально организованно, стильно, с чувством пространства и необходимой дистанции. Все дети даже с технической точки зрения ошеломительно точно работают (в слове, в движениях, в танце). Выбирая форму игрового театра, актеры в каждой истории взаимодействуют как между собой, так и со зрителями, не переигрывая. Играя предметы, дети на самом деле говорят зрителям о людях. За всем этим чувствуется огромная работа.

Отдельного внимания непременно заслуживают инклюзивные проекты, это невероятные достижения людей с различными нарушениями. Театр мимики и жеста «Радуга» КЦ УТОГ (художественный руководитель Татьяна Кривко), который уже много лет существует в Киеве, просто потрясает художественным уровнем игры и танцев, когда осознаешь, что играют актеры с проблемами речи и слуха.

К сожалению, вспомнить победителей во всех номинациях нет возможности в рамках одной статьи, поэтому печатаем только результаты режиссерского конкурса.

НОМИНАЦИЯ "ДЕТСКИЙ ТЕАТР»

I-е место: «#PROsto_читаем_СКАЗКИ». Творческое объединение «Разные Люди», г. Вышгород (художественный руководитель и режиссер Елена Титаренко).

II-е место: спектакль «Цветок, исполняющий желания». Театральная студия «Драм Арт», г. Славутич (художественный руководитель и режиссер Лариса Сивка).

II-е место: спектакль «Праздник непослушания». Театральная студия «АртЭко», г. Киев (художественный руководитель и режиссер Олег Долишний).

III-е место: поэтический спектакль «Зимняя ВЬЮГА». Образцовая любительская театральная студия «Сорванцы» Дворца культуры, г. Луцк (художественный руководитель и режиссер Вадим Хаинский).

III-е место: музыкальный спектакль «Дракон». Музыкально-театральная студия «Рандеву», г. Одесса (художественный руководитель и режиссер Елена Зинчук).

НОМИНАЦИЯ "ЮНОШЕСКИЙ ТЕАТР»

I-е место: спектакль «Недосказанное Гоголем». Театральная студия «Третий звонок», г. Тернополь (художественный руководитель и режиссер Дмитрий Татаринов).

   II-е место: Учебный спектакль «Shake-S-PR-party». Учебный театр «Второе дыхание» Детской театральной школы, г. Одесса (художественный руководитель Елена Ткач, режиссер Федор Ткач).

   II-е место: спектакль «Рождество Эбинизера Скруджа». Театральная студия «Радость», г. Киев (художественный руководитель и режиссер Сергей Дудко).

   III-е место: спектакль «Как умирала Анна Франк». Образцовый Театр эстрадной миниатюры «Интермедия», г. Днепр (художественный руководитель и режиссер Анна Козачок).

   III-е место: спектакль «Путешествие Нильса». Образцовый художественный коллектив театральный кружок «Улыбка», г. Новая Каховка (художественный руководитель и режиссер Ольга Ганжа).

НОМИНАЦИЯ «ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР»

I-е место: Спектакль «451º по Фаренгейту». Народный молодежный театр «От Фонаря», г. Ровно (художественный руководитель и режиссер Артем Вишневский).

II-е место: Спектакль «Потрясенная Татьяна». Народный любительский театр «Зеркало» Хмельницкого МБК, г. Хмельницкий (художественный руководитель и режиссер Дмитрий Гусаков).

II-е место: Спектакль «Однажды летом». Народный театр «Бам-Бук», г. Краматорск (художественный руководитель и режиссер Николай Метла).

III-е место: Спектакль «Ночь невинных забав». Театр мимики и жеста «Радуга» КЦ УТОГ, г. Киев (режиссер Татьяна Гикава, художественный руководитель Татьяна Кривко).

III-е место: Спектакль «ZONA». Украинский театр Финляндии, г. Хельсинки, Финляндия (художественный руководитель и режиссер Игорь Фрей).

   НОМИНАЦИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

I-е место: Спектакль «Сознание (под)». «n`Era Dance Company», г. Киев (художественные руководители Владислав Детюченко и Богдан Кириленко, режиссер Владислав Детюченко).

II-е место: Спектакль «The Birthday Party» (идет на английском языке), «ProEnglish Theatre», г. Киев (художественный руководитель Александр Боровенский, режиссер Татьяна Шелепко).

II-е место: Спектакль «Бумажные тигры». «baza. baza. art people», г. Киев (художественный руководитель и режиссер Анатолий Водзянский).

III-е место: Спектакль «Трагики к вашим услугам ...». Театр – лаборатория «Áфины», г. Киев (художественный руководитель и режиссер Елена Аль Юсеф)

III-е место: Спектакль «Маленький принц». Одесский театр юного зрителя им. Ю. Олеши (художественный руководитель Оксана Бурлай-Питерова, режиссер Яника Коппел).

III-е место: Спектакль «Август». «InterArtStudio», г. Мюнхен, Германия (художественный руководитель и режиссер Николай Богданов).

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА, театровед

Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ