В условном рейтинге самых тяжких международных преступлений – военные преступления, преступления против человечности, агрессия и геноцид – последний занимает в общественном сознании высшую строчку. Геноцид можно рассматривать как «преступление преступлений», вершину античеловечности (хотя юристы могут отдать пальму первенства агрессии), откровенное проявление зла в истории. В международном праве он определяется как сознательное уничтожение полностью или частично национальной, этнической, религиозной или расовой группы. Геноцид может не отличаться по количеству жертв от других международных преступлений, но его состав должен содержать намерение уничтожать представителей вышеупомянутых сообществ по групповому признаку, а не из-за конкретных действий жертв.
Последнее обстоятельство делает доказательство преступления в суде крайне сложной задачей, ведь его организаторы часто пытаются скрыть не только факт злодеяния, но и настоящие мотивы его совершения. Как правило, геноциды пытаются скрыть от человеческих глаз или представить их публике с помощью пропаганды как нечто другое.
Во время российско-украинской войны, которую Кремль начал в феврале 2014 г., мы видим постоянные системные попытки государства-агрессора ввести международное сообщество в заблуждение по поводу мотивов своих действий. В течение 2014–2021 гг. Россия подрывала международный правопорядок и совершала тяжкие преступления, одним из главных были первая в постгитлеровской Европе попытка аннексии территории другого суверенного государства – АР Крым и Севастополя, оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей и образование на их базе марионеточных квазигосударственных образований. На этом этапе власть и пропагандистская машина государства-агрессора сначала внушали разным аудиториям, что в Киеве власть захватила «хунта», «фашисты», «нацисты», которые не хотят мира, что в Украине идет гражданская война, а Россию пытались представить третьей «нейтральной» стороной в «украинском кризисе». К сожалению, на первых этапах войны цивилизованный мир в значительной степени согласился играть по путинским правилам из-за нежелания нести экономические потери от разрыва с российским рынком, частичной коррумпированности западных элит, попытки разыгрывания геополитических комбинаций и т.д. Это позволило России подготовиться к новой фазе войны против Украины в относительно комфортных условиях, в том числе используя сотни миллиардов долларов от торговли с Западом.
Новый этап полномасштабной вооруженной агрессии, который Россия начала 23 февраля 2022 г., Кремль публично объяснил потребностью «денацифицировать» и «демилитаризировать» Украину, «защитить» террористические квазигосударственные образования «ДНР» и «ЛНР», которые он накануне противоправно признал «независимыми». Абсурдность такого обоснования агрессивной войны против Украины лежит на поверхности. В искренность попыток неототалитарной России, поддерживающей праворадикальные движения за границей, «денацифицировать» Украину, которая уже три десятилетия успешно двигается в сторону либеральной демократии, мир не поверил. Это не удивительно, ведь любые рейтинги за последние двадцать лет четко демонстрируют, что страна над Днепром, несмотря на все несовершенство молодой украинской демократии, стабильно опережает свою северную соседку по уровням свободы слова, собраний, соблюдению прав человека в целом, традиции сменяемости власти на конкурентных выборах. Причем обе страны движутся в противоположных направлениях – Россия прошла этап консолидации авторитарного антизападного режима и на глазах превращается в неототалитарное государство, Украинское государство, напротив, не смотря на значительную долю бедного населения, внешнее давление, политические манипуляции и даже войну постоянно возвращается к курсу на либеральную демократию и евроатлантическую интеграцию.
Парадоксально, но эта обманная манипуляция с «денацификацией» косвенно указывает на мотивы путинского режима. Клеймо «нацистов» или «фашистов» он годами применяет не только к представителям ультраправых политических сил, но и к политикуму и властям Украины в целом, если они отстаивают независимость, западные ценности и право свободно выбирать геополитический курс, и, более того, к носителям украинской идентичности. Это прямое продолжение тоталитарных традиций сталинского СССР, когда ярлыками «фашистов», «кулаков», «троцкистов» в большинстве своем обозначали вовсе не представителей этих групп, а реальных или потенциальных оппонентов коммунистического режима перед их репрессированием. Охваченный неоимперским великодержвным бредом Кремль не устраивает сам факт существования на карте Украинского государства. И так называемая «демилитаризация» нужна России для того, чтобы сделать Украину беззащитной, сорвать ее переход в западный мир, а в дальнейшем уничтожить государство и саму украинскую политическую нацию.
О том, что последняя идеологема лежит в основе политики Путина в отношении Украины, он, как ни странно, годами говорит публично. Глава Кремля превратился в главного пропагандиста великодержавного и шовинистического тезиса «русские и украинцы – один народ». За кажущейся ее нейтральностью стоит отрицание права украинского народа на суверенное государство (в 2008 г. Путин убеждал Буша: «Украина – это даже не государство»), полноценную культуру, само существование, как отдельной нации. Государственная идеология, опирающаяся на этот шовинистический тезис, не просто игнорирует свободу и интересы украинцев, она прямо провоцирует геноцидную практику. Не случайно в рамках подготовки к широкомасштабной вооруженной агрессии и в ее ходе Россия использует идеологему «один народ» как оружие в информационно-психологической войне против Украины. Показателен в этом смысле случай с огромным по объему письмом В. Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» за 12 июля 2021 г., который полон передергиваний и откровенной лжи. Документ начинается с тезиса об «одном народе». Этот манипулятивный материал российская пропаганда активно раскручивала в мире и России, в частности, он был доведен до всего личного состава ВС РФ.
Очень похоже, что путинский режим попал в ловушку собственной пропаганды: убеждение, что Украина якобы «недодержава», а украинцы «недонация» сыграли с захватчиками в 2014 г. и 2022 г. злую шутку. В начале войны планы по созданию российского протектората из 8–12 областях Украины, о которых публично говорил Путин в апреле 2014 г., провалились и государству-агрессору пришлось удовлетвориться оккупацией Крыма и частей двух областей. Также героическое сопротивление украинского народа, профессиональные действия Генштаба и армии, воля военно-политического руководства Украины уже в конце февраля 2022 г. сорвали план российского блицкрига. В ходе дальнейших боевых действий на начало апреля ВС Украины очистили от врага Киевщину, Черниговщину, значительную часть Сумщины, Харьковщины, отразили наступление на Николаев, вели жестокие бои с оккупантами на востоке и юге страны.
Неожиданные для многих успехи защитников Украины в противостоянии «второй армии мира», которая преобладает по численности и мощи вооружений, вызвали не только политическую солидарность цивилизованного мира, но и реальную помощь со стороны США, Великобритании, Канады, Польши, стран Балтии и многих других государств, нарастающую изоляцию государства-захватчика. Но эти успехи Украины в справедливой защитной войне были оплачены жизнями и здоровьем патриотов и сопровождались невиданными в Европе со Второй мировой войны разрушениями и жертвами гражданского населения, массовыми преступлениями и зверствами российских войск.
В ходе полномасштабной агрессии Украина вместе с военными и дипломатическими действиями активизировала и юридический фронт. Она обратилась с исками в мировые судебные инстанции и уже получила решение Международного суда ООН с требованием к России прекратить боевые действия. Вал военных преступлений, преступлений против человечности и акты геноцидного характера привели к инициированию представителями мировой властной элиты, среди которых бывшие британские премьеры и участник Нюрнбергского трибунала, темы создания специального трибунала для Путина и его приспешников. Идею начинают поддерживать и официальные представители ряда стран. Юристы уже де-факто проработали механизм обхода предполагаемого российского вето, которое государство-агрессор наложит на создание трибунала в Совете Безопасности ООН. Подобный орган можно сформировать через обращение Украины в Генеральную Ассамблею ООН. Его создание, вероятно, только вопрос времени. Международный уголовный суд в Гааге, вправе рассматривать среди международных преступлений и геноцид, самостоятельно инициировал расследование действий России в Украине. Рассматривает преступления государства-агрессора в ходе российско-украинской войны и ряд третьих государств, пользуясь механизмом универсальной юрисдикции.
В этих обстоятельствах вопрос доказательной базы преступления геноцида, который совершает Россия, приобретает особый вес. Парадоксально, но государство-агрессор в апреле само сделало два демонстративных шага, обнажающих его геноцидное намерение относительно украинской нации. Российское государственное информационное агентство «РИА-Новости» 3 апреля 2022 г. обнародовало на сайте статью «Что Россия должна сделать с Украиной», в которой речь шла не только о так называемой «денацификации», но и о целостной программе грубой «деукраинизации» вплоть до запрета самого названия "Украина".
18 апреля 2022 г. появился документ, который может стать важным дополнительным доказательством на будущем международном трибунале или в Международном уголовном суде ООН геноцидного намерения Путина в отношении Украины. Речь идет об указе президента РФ о присвоении 64-й отдельной мотострелковой бригаде почетного наименования «гвардейская». Соединение получило его якобы за «массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом бригады в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов». За этой циничной формулировкой скрывается участие военных 64-й ОМБ в захватнической войне против Украины, в частности, оккупации города Бучи на Киевщине, в массовых жестоких расправах над гражданским населением.
Российские военные впервые попали в Бучу 27 февраля, а вынуждены были ее покинуть 31 марта. В освободившемся городе открылась картина сплошного ужаса – трупы убитых гражданских на улицах, часть с завязанными за спиной руками и пулей в затылке, несколько массовых и одиночных захоронений в городском пространстве (оккупанты не разрешали хоронить на кладбищах). В дальнейшем выяснились факты массовых пыток, убийств женщин, стариков, мужчин и детей, изнасилований, в том числе несовершеннолетних, других зверств, а также грабежей и мародерства. В городе и в его окрестностях оккупанты оставить немало мин, представляющих немалую угрозу горожанам. Мир был возмущен и в шоке от увиденного, а президент Украины В. Зеленский назвал события в Буче геноцидом. Такую же квалификацию они получили от ряда представителей стран Центрально-Восточной Европы, Испании, США и остальных государств. Факты подобных зверств россиян были обнаружены и в других освобожденных населенных пунктах Киевщины.
Россия же пыталась их отрицать, ее представители заявляли о постановке в Буче, которую организовали то ли Украина, то ли Запад. Впрочем, быстро, в частности, с помощью спутниковых снимков зарубежные СМИ, расследователи и правозащитные организации выяснили, что зверства совершались именно во время российской оккупации. В самом городе работают как украинские следователи, так и эксперты Международного уголовного суда некоторых иностранных государств.
Представитель международной правозащитной организации Human Rights Watch Хью Уильямсон заявил в начале апреля о жесточайшем отношении российских солдат к гражданским украинцам и напомнил о международном обязательстве России провести беспристрастное расследование военных преступлений, совершенных ее военными. «Высшее военное руководство должно знать, что отказ от принятия мер против убийств и изнасилований делает их лично ответственными за военные преступления», – сказал он.
Было ли услышано это предупреждение в Кремле? Конечно, нет. Оно не могло быть услышано из-за того, что мы в Украине имеем дело не только с военными преступлениями, но и с геноцидом. Когда стало известно о масштабе зверств в Буче, то встал вопрос об их организаторах и исполнителях. Расследователи установили, что среди оккупантов в городе были военные 64-й отдельной пехотной бригады из Хабаровского края. Соответственно они являются либо исполнителями и/или не остановившими массовые преступления против гражданского населения.
Вместо расследования участия военных этого соединения в этих зверствах Путин подписал указ о присвоении этому подразделению почетного звания. Такие действия выглядят как минимум однозначное одобрение действий соучастников геноцида и сигнал для армии продолжать преступные действия в подобном варварском стиле.
Это, по нашему мнению, дает основания приобщить указ Путина о присвоении 64-й отдельной пехотной бригаде звания «гвардейская» в доказательную базу совершения Россией и ее главой самых страшных международных преступлений. Статья на сайте российского государственного информационного агентства с программой геноцида украинского народа и указ является маркерами того, что Россия продолжит свою геноцидную политику в Украине. Международное право призывает предупреждать преступление геноцида, но если это не удалось, то цивилизованному миру следует помочь украинцам остановить его. И рецепт известен: первоочередными мерами должно стать нефтяное эмбарго для ослабления возможностей России финансировать войну и помощь Украине тяжелым вооружением для освобождения временно оккупированных территорий от российских захватчиков. Это тем более важно сделать потому, что в своих реваншистских планах по переустройству мирового порядка Путин не ограничивается Украиной, просто она неожиданно для него стала поперек горла…