Этот род, начало которого, как любили писать в старинных документах на дворянство, «затерялось во тьме Истории», известен в Украине и мире, прежде всего, благодаря знаменитому композитору и хоровому дирижеру Александру Кошицу. Вместе с тем вклад Кошицов в украинскую культуру выходит далеко за пределы музыки, ибо они причастны к становлению гения Тараса Шевченко.
Кошицам уже посвящено несколько публикаций, и уже этот факт выделяет их из десятков тысяч шляхетских родов. Однако, как это всегда бывает, нагромождение данных приводит к увеличению круга незнания. Работая на чужбине над своими «Спогадами», Александр Кошиц пытался обобщить как изданные, так и известные ему лично данные из истории рода. Конечно, наиболее противоречивые известия касались происхождения Кошицов и их герба «Порай». Связывая их с коронованными домами Европы, знаменитый композитор путанно писал о савойских князьях Розинах из Косцина, которых считал родственниками Гедимина и предками Кошицов. Наряду с подчеркиванием итальянского происхождения рода, неожиданного отмечены их... чешские корни, связанные, будто бы, со знаменитым родом Славника. Тем временем научные труды, посвященные Славниковичам, относят к их потомкам польские шляхетские роды герба «Равич», а не «Порай».
Уважая стремление потомков рода Порай-Кошиц отыскать свои славные корни, советуем им опираться, прежде всего, на документы (которых сохранилось немало), ибо родовая честь растет лишь на почве истины. Что же касается судьбы Кошицов, то уже в более близкие нам XVII — XVIII стст. они владели частями имений Великое Село в Минском и Выступовичи — в Киевском воеводствах. Именно в овручских Выступовичах Кошицы вошли в состав униатского духовенства и разделились на дворянскую и священническую ветви.
Потомки обоих ветвей достигли значительных высот в офицерском корпусе, среди чиновничества и духовенства Российской империи. Жили Кошицы преимущественно на Киевщине, в частности — в Киеве, чаще всего — на Приорке и Куреневке, где связали себя родственными узами с Березовскими, Бирюковыми, Брюшковыми, Доманскими, Бернацкими, Зелинскими, Зименками, Клепцовыми, Кобцами, Ломанскими, Метельскими, Непоровскими, Савельевыми, Таргони, Хроповскими, Цирульниковыми, Чернецкими, Яковлевыми. Интересно, что обе наиболее известные священнические семьи Кошицов были связаны с шевченковскими местами и самим Тарасом Григорьевичем.
В первую очередь необходимо вспомнить о. Григория Кошица (сына о. Ивана) — выпускника Киевской духовной академии (с аттестатом 1-го разряда). 25 декабря 1818 г. он был рукоположен к церкви св. Иоанна Богослова села Кирилловка Звенигородского уезда. Так связались судьбы о. Григория и его семьи с кирилловскими Шевченками. Речь шла не только о традиционных отношениях между священником и прихожанами. Известно, что в 1827 г. маленький Тарас был наймитом у Кошица. Кроме этого их связывала и школа. Когда в сентябре 1845 г. Тарас Шевченко (уже не крестьянин, а столичный интеллигент) по приглашению гостил у Григория Ивановича, то расспрашивал его о своих школьных товарищах.
В 1845 г. о. Григорий принадлежал к наиболее авторитетным местным священникам. В 1832 — 1838 гг. он был духовным депутатом, а потом до 1842 г. — благочинным 1-й части благочиния и сотрудником Киевского попечительства о бедных духовного звания. Из его детей глубокий след в судьбе Тараса Шевченко оставила Феодосия, в которую он влюбился (в 1845 г. ей исполнилось 17 лет). Однако им не суждено было быть вместе. Как известно, Тарас Григорьевич так и не женился. Такая же судьба постигла и Феодосию Кошицову. Она жила при родителях, потом — при брате Алексее, который в 1858 г. сменил отца на должности настоятеля Кирилловской церкви. В 1872 г. Феодосия Григорьевна была назначена на должность просфорницы к тому же храму и в последний раз упоминается в 1883 году. Ее преемницей стала Пелагия Пешковская (с 4 июля 1884 г.).
Среди племянников Феодосии, детей ее брата о. Алексея, невозможно не упомянуть о Павле. После Богуславского духовного училища он начал готовиться к получению музыкального образования, в 1884 г. был певчим в Нижнем Новгороде, с 1885 г. учился в Московской консерватории, а еще позже — в Милане. Павел сделал блестящую карьеру оперного и камерного певца, стал солистом Большого театра, принадлежал к числу наиболее известных теноров своего времени. Однако, сорвав голос, он не смог пережить этой трагедии и ушел из жизни в 1904 г., вскоре после увольнения на мизерную пенсию.
Уже во времена, когда священниками в Кирилловке были о. Алексей, а с 1885 г. — его сын о. Митрофан, в соседнюю Тарасовку был переведен их довольно дальний родственник о. Антоний Кошиц, сын о. Игнатия. Эта семья сначала была связана с окрестностями Бердичева, потом — с селом Ромашки Васильковского уезда и, наконец, в 1877 г. оказалась по соседству с Кирилловкой. В Ромашках родился, а в Тарасовке провел детские годы сын о. Антония и Евдокии из Маяковских — в будущем знаменитый хоровой дирижер, композитор, этнограф Александр Кошиц. Это он во главе Украинской республиканской капеллы начал в 1919 г. масштабное турне по странам Европы и Америки с целью популяризации в мире нашей культуры.
В творческом наследии Александра шевченковская тематика занимает одно из главных мест, что связано, в частности, с его неистовой влюбленностью в Тарасовку и ее окрестности. В своих искренних, неполиткорректных «Спогадах», которые принадлежат к лучшим произведениям этого жанра в украинской литературе, Кошиц с надрывом писал: «Це та земля, де лунають найкращі в світі пісні, де чутно найчистішу нашу мову, де сяє найясніше між усіма сонцями сонце, яку вкрило найблакитніше небо; земля — свідок козацької слави; земля, де ходили гайдамаки «з святими ножами»; земля, по якій блукав «босими ногами» великий Тарас, яку оспівував він у своїх геніальних піснях; земля з найкращими людьми на світі. Одне слово, найкращий куточок на світі, де стоїть моя люба Тарасівка! Хіба не правда? Хай хто посміє сказать інакше!»