Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Липинские

Вацлав-Винцентий Липинский является одним из наиболее выдающихся украинских историков и политологов
11 января, 2013 - 12:39
ВЯЧЕСЛАВ ЛИПИНСКИЙ
ГЕРБ БРОДЗИЧ
ГЕРБ ГОЗДАВА
ГЕРБ РАВИЧ

Вацлав-Винцентий Липинский (1882, Затурцы — 1931, Виннервальд; в российских документах — Вацлав-Викентий, по-украински назывался Вячеславом) является одним из наиболее выдающихся украинских историков и политологов. Его идеологическая концепция государства и нации, в отличие от социалистического идеализма, который господствовал в среде политиков УНР, была едва не единственной попыткой трезво оценить шансы Украины на самостоятельность и практически подойти к их реализации.

История Липинских XVI—XVIII вв. вызывает очень много вопросов. Сам идеолог украинского консерватизма считал себя потомком Липинских герба Бродзич (пол. «Brodzic»). Именно этот герб украшает различные книги Липинского и демонстрирует семейную традицию панов в Затурцах. Однако эта фамилия является очень распространенной — известно более двадцати родов разного происхождения, которые ее носят.

Появление родов с одинаковыми фамилиями было связано с процессом дробления имений в конце Средневековья, когда большинства шляхетских фамилий еще не существовало. Поэтому очень распространенными были ситуации, когда несколько рыцарей из разных родов и, соответственно, разных гербов, владели частями одного села. Когда в XV—XVI вв. появились фамилии, то они заменили старинные прозвища (например, Ян из Липин превратился в Липинского). Поскольку такими селами владели представители разных родов, то и вышло, что одинаковая фамилия не означает общность происхождения, а ориентироваться в этом позволяет герб.

Проблема, однако, состоит в том, что в документах XVI—XVIII вв. герб каждого шляхтича упоминается довольно редко, поэтому в случае распространенной фамилии возникает значительная путаница. Так произошло и с предками Вячеслава Липинского.

Для своего родового гнезда, которое на латыни называлось «de Antiqua Lipiny» (то есть Старые Липины), четверо Липинских получили в 1526 г. привилегию на хелминское право от последней представительницы мазовецких Пястов княгини Анны. Этих двоюродных братьев Яна и Якуба, сыновей Бартоломея, и Адама и Доминика, сыновей Мацея, одни генеалоги относят к гербу Бродзич, а другие — к гербу Равич.

Еще большая путаница связана с родословием Липинских в XVII—XVIII вв., когда одних и тех же людей относят к уже упомянутым Бродзичу и Равичу, а также к гербу Гоздава. Именно среди последних находим данные о предках Вячеслава Липинского на Подолье.

Его прапрадед Антоний Липинский в 1807 г. был маршалком (то есть предводителем дворянства) Каменецкого уезда Подольской губернии. Сыновья Антония Фабиан и Северин-Гржегорж-Филипп-Нериуш с детьми были утверждены в российском дворянстве указом Сената по Департаменту Герольдии от 23 октября 1844 года.

Среди имений Липинских на Подолье нужно упомянуть Жванчик, который они приобрели в 1780 году. Это село (вскоре местечко Уманского уезда) лежит неподалеку Бакоты с ее знаменитым скальным монастырем. Здесь Казимир Липинский боролся в конце XVIII в. за права греко-католиков в условиях тотального обращения в православие, которое развернулось после второго раздела Речи Посполитой и овладения этим краем Российской империей. Эту борьбу Липинский закончил в 1796 г., превратив бывший униатский храм в костел и построив для православных отдельную церковь. Неподалеку Жванчика находится небольшое село Липины, которое Липинские назвали в честь своего родового гнезда.

Развитие Жванчика продолжили Богуши и Хелминские. В конце XIX в. это местечко было известно, в частности, благодаря замечательной резиденции его владельцев, окруженной удивительным по своей красоте парком.

Из сыновей Антония для нашей статьи важен Фабиан Липинский, который был маршалком Ольгопольского уезда Подольской губернии в 1819—1825 годах. Ему принадлежало, в частности, имение Овсяники в Литинском уезде. Женой Фабиана была Юзефа из Ярошинских. Их дочери Теодора и Александра стали женами Станислава Тизенгауза (одна после смерти другой). Благодаря этим бракам Липинские породнились не только с зажиточными Тизенгаузами и Свейковскими, но и со сказочно богатыми графами Потоцкими. Трое сыновей Фабиана и Юзефы — Владимир-Северин-Марьян, Болеслав и Вацлав-Петр — были признаны в дворянстве указом от 2 апреля 1857 года.

Старший из них, Владимир, женился на Бечковской герба Дрыя и имел троих сыновей — Юзефа-Казимира, Казимира-Александра и Казимира-Сильвестра-Антония. Последний из них женился на Кларе из Рокицких и унаследовал по матери имение Затурцы на Волыни. Вместе с сыновьями Вацлавом-Винцентием, Станиславом и Владимиром он был признан в дворянстве Подольским дворянским депутатским собранием от 29 марта 1895 года.

Вацлав или Вячеслав Липинский стал одним из продолжателей дела хлопоманов и Старой Громады. Как и некоторые хлопоманы (например, Тадей Рыльский), Липинский был римско-католического исповедания и не усматривал в этом никакого конфликта со своим украинством. Он родился и вырос в среде правобережного панства, которое в течении XIX в. соединяло свои польские чувства с увлечением казацкими думами Тымка Падуры. Кое-кто из поляков Царства Польского, побывав в наших краях на рубеже XIX—XX вв., записал в своем дневнике, что у него есть определенные сомнения относительно польскости своих здешних соплеменников. Подобные наблюдения не были новостью для Вячеслава Липинского, особенно после обучения в Кракове.

Осознание синтеза украинской культуры и шляхетского мировоззрения, который в течение веков стал фактом, знакомство с лучшими достижениями социально-политической мысли того времени легли в основу взглядов Липинского. Он понимал необходимость строительства украинской нации по территориальным, а не только по этническим принципам. Для него также была очевидна необходимость строительства украинского государства на основе имперской бюрократии, которая требовала постепенной украинизации и реформирования.

Свои взгляды Липинский обосновал в многочисленных исторических и политологических трудах, которые стали основой украинского консерватизма. Однако его практические предложения были неприемлемыми для украинских социалистов. Сейчас, почти через сто лет после Украинской революции 1917—1921 гг., мы ясно видим всю глубину ошибок последних.

Евгений ЧЕРНЕЦКИЙ, кандидат исторических наук, генеалог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ