Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЛЫСЕНКИ

В конце XIX — начале XX веков столпом украинства в Российской империи был композитор, ученый, общественный деятель Николай Витальевич Лысенко
14 декабря, 2012 - 16:03
ГЕРБ ЛЫСЕНКО
НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ ЛЫСЕНКО / ФОТО С САЙТА LITOPYS.NET

В конце XIX — начале XX веков столпом украинства в Российской империи был композитор, ученый, общественный деятель Николай Витальевич Лысенко (1842 — 1912). Он принадлежал к известному казацкому роду, среди членов которого были даже генеральные старшины.

Основателем этого рода был Иван Лысенко, сын Якова, которого иногда называли также Яковленком. В начале Хмельнитчины видим его в реестре Войска Запорожского 1649 г. среди казаков Лисянской сотни Корсунского полка. Благодаря карьере на Сечи, где он достиг уряда полковника, Иван оказался в окружении гетмана Брюховецкого. Трагический конец последнего в 1668 г. на Сербиновом поле вблизи Диканьки не остановил, однако, Ивана Лысенко. Заняв вскоре влиятельный уряд черниговского полковника, он в последствии стал генеральным есаулом, наказным гетманом (1674 г.) и дважды полковником переяславским. В росте влияния Лысенко был эпизод потери полковничьего уряда во времена гетмана Самойловича, однако уже Иван Мазепа вернул ему переяславский пернач и брал с собой Лысенко в Москву во время тамошнего кризиса 1689 г., когда Петру I удалось отстранить от власти царевну Софью.

Именно Иван Яковлевич собрал в своих руках немалые имения на Черниговщине и Переяславщине. Его жизненные достижения стали мощной основой карьеры сына Федора, рожденного в браке с Агафьей, дочерью киевского полкового есаула, со временем остерского сотника и киевского полкового обозного Трофима Подтеребы. Во времена Мазепы Федор вошел во владение отцовскими имениями, а основные достижения Иванового сына попадают на времена нашего поражения под Полтавой (1709 г.). Начав из уряда черниговского полкового есаула в 1710 г., Федор достиг со временем вершин административной структуры Гетманщины. В 1728—1741 гг. он был генеральным есаулом, а потом аж до 1751 г. — генеральным судьей.

Старшие сыновья Федора были сотниками: Андрей — березинским, Иван — киселивским. Остальные сыновья генерального судьи гордились почетным статусом бунчуковых товарищей. Браки Лысенко XVIII ст. свидетельствуют, что этот род крепко вошел в состав старшины Гетманщины, которая превратилась со временем в т. н. малороссийское дворянство. Именно оно выдвинуло из своей среды целый ряд имперских чиновников и царских генералов, писавших по своим старинным хуторам истории родного края и легко становившихся преданными борцами за самостоятельность Украины.

Родословная Лысенко, как у любого разветвленного рода, большая. В него только в XVIII в. вошли Борсуки, Бутовичи, Велецкие, Грановские, Ждановичи, Забелы, Иваненки, Княгиницкие, Корбы, Корецкие, Крупицкие, Кузьминские, Кулябки, Леонтовичи, Лизогубы, Лободы, Магденки, Огроновичи, Петровские, Полторацкие, Савичи, Сахновские, Себастьяновичи, Славатинские, Соломки, Стороженки, Тыньковы, Товстолесы, Томары, Туманские и Якубовичи. Следует добавить, что это не полный список, так как известны девичьи фамилии далеко не всех жен за этот период.

Правнуком наказного гетмана Ивана и внуком генерального судьи Федора был Роман, который родился в 1765 г. в семье бунчукового товарища Осипа и Марфы Ивановны Себастьянович, дочери также бунчукового товарища. В их имениях проживало около тысячи крепостных. Благодаря такому состоянию своих родителей Роман получил элитарное образование в Императорском шляхетском кадетском корпусе и начал традиционную для семьи Лысенко военную карьеру.

Виталий Лысенко, сын Романа, служил в Кирасирском Военного ордена полку. В 1851—1857 гг. он уже был подполковником. Со временем вышел в отставку и принял участие в реализации реформ императора Александра II на селе. Службу в судебных учреждениях он соединял в 1870-х годах с должностью предводителя дворянства Таращанского уезда Киевской губернии.

В браке с Ольгой Еремеевной, из рода полтавских помещиков Луценко, родились дети Виталия — Николай (1842 г.), Виталий (1843 г.), София (1849 г.) и Андрей (1851 г.). Старший из них после окончания Императорского университета св. Владимира в Киеве начал прокладывать свой путь как музыкант и композитор, благодаря чему украинская народная музыкальная культура вошла в мировую классику. Тем временем младший из детей Виталия и Ольги, Андрей, добровольцем принимал участие в сербско-турецкой и российско-турецкой войнах 1876 и 1877—1878 годов, а потом жил в эмиграции.

Украинский патриотизм малороссийского дворянства естественно проистекал из его романтических преданий о казацкой старине и подвигах предков. Известно, что на переломе XIX—XX вв. среди киевской интеллигенции лишь несколько семей разговаривало дома на украинском языке, и среди них преобладали потомки казаков — Лысенко, Старицкие, Косач. Это была среда, в которой проходила юность и формировались жизненные приоритеты будущего основателя украинской композиторской школы.

Следует подчеркнуть, что украинскую среду тогдашнего Киева формировали не несколько отдельных семей, а одно семейное сообщество, что хорошо видно из акта крещения Людмилы (будущая Старицкая-Черняховская) 1869 года. Ее мать София Витальевна, жена помещика Полтавской губернии и знаменитого украинского драматурга Михаила Старицкого, была родной сестрой Николая Лысенко. Что же касается крестных родителей, то из них следует вспомнить подполковника Виталия Романовича Лысенко, коллежского секретаря, хлопомана и выдающегося историка Владимира Бонифатьевича Антоновича и жену приват-доцента Людмилу Михайловну Драгоманову. Если вчитаться в фамилии знаменитых людей, приглашенных на крестины, получится Старая Громада в семейном кругу. Николаю Витальевичу тогда было 27 лет.

Евгений ЧЕРНЕЦКИЙ, кандидат исторических наук, генеалог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ