Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«12 месяцев» по-киевски

Балетный дирижер Алексей Баклан дебютировал в жанре детской оперы
2 февраля, 2011 - 19:59
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО ГЕННАДИЯ ГЛАВИЦКОГО

Сказку «Двенадцать месяцев» Маршака знают, наверное, все. Теперь ее музыкальную версию (одноименную оперу петербуржского композитора Сергея Баневича) можно увидеть на сцене Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества.

Маленькой непослушной Королеве (на премьерном представлении ее партию выполняла Рузанна Чабанова) поднадоели уроки мудрого Профессора (Михаил Ракосий). Чтобы доказать, что ее власть сильнее законов природы, Королева пожелала получить от своих подчиненных посреди зимы корзину подснежников — иначе Новый год в королевстве не наступит никогда. А здравый смысл Мачехи (Татьяна Странченко) и ее родной Дочки (Елена Гребенюк) победила жадность, и они отправили в зимний лес Падчерицу (Тамара Ходакова). Однако происходит чудо: у волшебного озера несчастная девушка вместо гарантированной смерти находит свою настоящую семью — братьев-месяцев (задействована практически вся мужская часть вокальной труппы театра). Сварливые Мачеха и Дочка превращаются в собак. Королева же выходит из этой ситуации и вместе со всеми делает первый шаг в Новый год более умной и лучшей.

Для художественного руководителя театра, признанного балетного дирижера Алексея Баклана «Двенадцать месяцев» — тоже своего рода первый шаг в непростой, достаточно специфический жанр детской оперы. В ней важно не только правильно расставить акценты, подчеркнуть основные музыкальные темы, но и дать возможность четко высказаться каждому из персонажей — от Зайки и Белочки (Наталья Пелих, Мария Буймистер поют, держа в руках симпатичных кукол) до Солдата (Дмитрий Иванченко) с Гофмейстериней (Виктория Осадчук). Что, в конечном итоге, ему прекрасно удалось.

Художник-постановщик Андрей Романченко, известный по многим театральным работам во всей Украине (в Киеве можно увидеть его «Задунайця за порогом» театральной компании «Бенюк и Хостикоев» или «Непорозуміння» на «Вільній сцені») построил маневренную декорацию, которая, вращаясь по кругу, постоянно сверкает новыми гранями и тем самым воспроизводит непрестанное течение времени.

Режиссера-постановщика «Двенадцати месяцев» Оксану Тараненко дебютантом не назовешь, однако именно на этой сцене это ее первая полноценная работа (до того были лишь «полупредставления» — театрализованные концерты и закрытия сезонов). Для отечественного музыкального театра, которому давно недостает свежего режиссерского видения, Оксана редкой ценности кадр. Получив музыкальное образование (в 1994 году закончила Киевское музыкальное училище им. Глиера), она поступила в Киевский театральный институт на курс Леся Танюка, который закончила в 2000 году. С тех пор ставила на сценах Оперной студии Национальной музыкальной академии им. Чайковского, Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко, Национальной филармонии Украины. По новой работе Муниципальной оперы понятно, что Оксана Тараненко — режиссер, который умеет работать с вокалистами и хором (хормейстер-постановщик — Анжела Масленникова), тонко чувствует структуру представления, умеет рассказ «о вечном» украсить терпкими вкраплениями из настоящего. Еще одна кадровая находка театра — балетмейстер-постановщик Кристина Шишкарева. Ее, преподавателя танца джаз-модерн в театре «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, сначала привлекли к работе над оперой «Перса Тиресия» (премьера 2010 г.). «Двенадцать месяцев» — ее вторая и, надеемся, не последняя работа в Муниципальной опере — театре, который с каждым годом кажется все моложе и привлекательнее.

Юлия БЕНТЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ