Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

9.333.333 шага на костылях вокруг Украины

Запланировал пройти бывший железнодорожник из Донбасса Александр Мазуренко. Зачем?
3 августа, 2005 - 19:52
АЛЕКСАНДР МАЗУРЕНКО В КАНЕВЕ: 1500 КМ ПРЕОДОЛЕНО / ФОТО ЛЕОНИДА ЯЦЕНКО

Если перевести в километры — это будет около 5600 км. Первые 1500 из них уже преодолены. Этот рубеж путешественник отметил в прошлую субботу в ключевом пункте своего путешествия — на Монашеской горе в Каневе.

Александр, работая путевым мастером на Красноармейской дистанции Донецкой железной дороги, потерял правую ногу из- за собственной неосторожности — сопровождал во время маневра состав и не удержался на подножке вагона. Пока лежал после ампутации в больнице, ругал себя на чем свет стоит: жена, трое детей (сын и две дочурки), их учить, на ноги ставить нужно, а тут у самого… на одну меньше. Многое передумал. Как ни крути — 22 года на железной дороге отработал, опыта — на десятерых хватит. И как только такая неприятность могла произойти? В конечном счете — смирился. Видно, судьба такая — сказал сам себе и решил как-то приспосабливаться к жизни инвалида.

Он в дороге больше двух месяцев. Вышел из родного городка Белицкого Добропольского района, что на Донетчине. Идет в одиночку, преодолевая ежедневно около 25 километров. Александр разработал график и схему движения и старается не отклоняться от намеченного плана. Он хочет встретить Новый 2006 год дома, преодолев все 5600 километров. Чтобы развлечься — в дороге поет или читает вслух стихи.

Глядя на этого 54-летнего мужчину — подтянутого, жилистого, загоревшего — трудно представить, что когда-то он пробовал «приспосабливаться к жизни инвалида». Мог с горя и запить, и отправиться бомжевать, и наняться к людям коз пасти. Кстати, коз таки он пас. Но чтобы не тратить попусту время, взялся учить «Кобзарь». Выучил. Что дальше? И тогда судьба Александра Мазуренко заочно пересеклась с судьбой известного украинского политика Анатолия Матвиенко. В 2000 году наш герой где-то услышал, что Матвиенко решил пройти пешком 400 километров — от столицы до родной хаты в Бершади Винницкой области. Неизвестно, последовал ли примеру депутата хоть кто- нибудь из украинских политиков, а вот безногий железнодорожник из далекого донецкого городка с той минуты «заболел» этой идеей. Александр Мазуренко в том же 2000 году начертил себе маршрут «Луганск-Ужгород», собрал кое-какие пожитки, попрощался на всякий случай с семьей и тронулся в путь. 72 дня длилось путешествие, одноногий мужчина прошел 1600 км.

Приближаясь к Каневу, Александр вспоминал детство. Он бывал в Каневе. Но очень давно — в 1969 году. После окончания десятилетки он решил поступить в Каневское культпросветучилище. Приехал, зашел в приемную комиссию, а там сразу в лоб: начальное музыкальное образование имеешь? Он не имел. Тогда до свидания. Но несмотря на неудачу с училищем, Саша музыку не оставил — играл на трубе и в армии, и после армии, и работая железнодорожником. Взял с собой любимый инструмент и в первое путешествие. Играл сам себе, играл людям, кто- то за это давал копейку. Идя просторами Днепропетровщины, случайно встретил многодетную семью. Его пригласили погостить. Приняли хорошо, разрешили даже попариться в бане. Но когда утром Александр двинулся дальше, то во время первого привала обнаружил в своей походной тележке на колесиках две «пропажи»: кто-то во время ночлега вытащил у него половину суммы, взятой им в дорогу, — 100 гривен, а еще…трубу. Разозлился, обиделся, хотел вернуться. Не так денег жаль было, как инструмента, на котором играл еще с пятого класса. А потом подумал: если украли взрослые, Бог им судья, их уже не исправишь, а если дети — то пусть, не орехи же они этой трубой колоть будут, глядишь — к музыке когда-то приобщатся.

30-килограммовая тележка, которую он тянет за собой, требует как силы воли, так и просто — силы. В прошлом году во время пробного похода он нагрузил вдвое больше. Так на одном из спусков эта тележища просто завалила его на обочину как малыша. С тех пор Александр перед походами взвешивает (и в прямом, и в переносном смысле) вещи прямо с аптечной скрупулезностью: коврик, который не пропускает холод и влагу, сменная обувь (за нынешнее путешествие Александр износил уже три сандалии — два левых и один правый), несколько рубашек, белье, инструменты для ремонта тележки, документы, немного сала, хлеб, два десятка пакетов лапши быстрого приготовления и сухого картофельного пюре, вода, складная палатка. Кстати, палатка появилась недавно — сумской бизнесмен Сергей Рудиченко подарил.

Александр вспоминает, как некоторые журналисты с западных областей Украины в 2000 году довольно скептически относились к его словам о самоосознании украинцев, о необходимости объединения, о речи, — мол, парень, не смеши людей, мы все это прошли десять или и больше лет назад. Очевидно, им тяжело было понять, что простой донбасский железнодорожник имеет право гордиться тем, что он несет украинство на западные земли. Пусть даже выглядит при этом простовато, а иногда и нелепо. Его никто этому не учил. До всего дошел самостоятельно. Все началось с обычного номера журнала «Всесвіт», в котором Александр увидел редкий портрет Т.Г. Шевченко и прочитал историю о нем. Толком уже и не помня, о чем там шла речь, наш герой сегодня говорит, что впервые тогда почувствовал себя украинцем. И началось. Книги, газеты, разговоры с друзьями…Вскоре Александр узнал и об истории самосожжения на Тарасовой горе патриота Украины Олексы Гирныка (раньше этот случай хранился в эсбэушных тайниках за семью печатями). Это был порыв, это был протест, это был подвиг. Александра потрясла история Гирныка, и он пообещал себе обязательно когда-нибудь побывать на месте самосожжения. А потом был 1991 год. Саша первым в своем Белицком вывесил над домом сине-желтый флаг. Ночью его кто-то снял. Он вывесил еще раз. Через несколько дней его жестоко избили неизвестные…

Доброполье, Донецк, Свердловск, Луганск, Сватовое, Харьков, Охтырка, Сумы, Новгород- Северский, Чернигов, Киев, Канев… Наконец, на 67 день путешествия, он здесь. На подходе к Каневу возле него остановился черный Volvo. Незнакомец представился: «Роман Кобзев, директор Каневского хлебозавода, вас подвезти?» Александр, продолжая ковылять на костылях, не очень любезно ответил: «Спасибо, дойду и так». Его раздражает, когда люди не верят, что он действительно идет пешком, да еще и на одной ноге. А я сказал — дойду, — значит, дойду.

Через несколько часов этот человек встречал Александра Мазуренко в Каневе хлебом-солью. Они подружились. Предприниматель угостил путешественника ужином, купил мазь для натруженных рук, предложил ночлег. Но Александр отказался. Сказал, что перед визитом к Тарасу должен побыть один. К тому же, нужно еще кое-что простирнуть — благо, воды в Днепре хватает. Поставил палатку на берегу и заночевал на великой реке.

На следующее утро он поднялся на Чернечу. Его встретили почти на официальном уровне: первый заместитель мэра Николай Москалец, заместитель председателя райгосадминистрации Вера Носенко. Но они молчали. Говорил он. Об Украине, о Шевченко, о Гирныке, о себе, о всех нас. А потом он по-библейски разделил с нами свой хлеб-каравай. Подходили люди, он и их угощал.

Я смотрел на Александра и думал, что это — я. Тот, который в молодости так хотел пройти по Украине, рассмотреть ее, познать, изучить. По всей Украине — от края до края. А не так — отрывками, мельком, вкратце, фрагментами — как это предполагает журналистское ремесло. Не смог я. Не смогли мои друзья Андрей, Иван, Дмитрий. Не смогли другие журналисты. Не смогли политики. Не смогли высокие чиновники, премьеры, спикеры, шоумены и бизнесмены. А он смог. Всех нас заткнул за пояс. Не беда, что этот поясок в начале путешествия Александр застегивал на третью дырку скраю, а сейчас застегивает аж на седьмую. Худоба способствует просветлению. А еще — дорога.

...Коростень, Ковель, Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, Белгород-Днестровский, Одесса, Севастополь, Мариуполь…Трудная дорога. Но есть цель — обойти Украину. И он таки сделает этот «заколдованный круг».. Хотя заколдовывать никого не собирается. Скорее — наоборот. Хочет «снять чары», помочь выбросить костыли нашему государству. Чтобы и поверило в себя, и встало, наконец, твердо на ноги. Для этого немного и нужно — начертить маршрут и тронуться в путь. Силу, как и Александру Мазуренко, даст хлеб, земля, Днепр, Тарас…

Евгений БРУСЛИНОВСКИЙ, Черкасская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ