Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Акулы и жертвы

В Киев приедет Театр Наций
30 ноября, 2010 - 19:19
«МЕТОД ГРЕНХОЛЬМА» — САМЫЙ КАССОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРА НАЦИЙ / ФОТО ПРЕДСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ «ДЕЛЬ-АРТЕ»

В этот раз, вместе с «Рассказами Шукшина» в постановке известного латышского режиссера Алвиса Херманиса, Театр Наций покажет еще два спектакля — «Метод Гренхольма» и «Письма к Фелиции». Эти постановки стали хедлайнером, или, если говорить по-русски, «гвоздем программы» московской сцены последних сезонов. Гастроли пройдут с 2 по 5 декабря на сцене Театра им. Ивана Франко.

«Письма...» поставлены на камерной сцене по переписке Франца Кафки к своей возлюбленной Фелиции Бауэр начинающим режиссером их Санкт-Петербурга Кириллом Сбитневым вместе с его однокурсницами-актрисами. Напомню, сотрудничество с начинающими артистами и режиссерами — одно из основных направлений деятельности Театра Наций, о чем его худрук Евгений Миронов заявил сразу же после вступления в эту должность. Не обремененная почтительным отношением ни к каким авторитетам, молодость дает возможность посмотреть на творчество классиков так, как будто они являются твоими современниками. Сбитнев сочинил эксцентричный спектакль о том, как нерешительность, постоянно переживаемое смятение духа и депрессии одного из гениев мировой литературы не дали ему возможности попытаться обрести счастье в семейной жизни. Все пятилетние отношения с любимой главным образом свелись к переписке, плодом их любви стали бесконечные письма, а не дети, как это происходит у обычных людей. Там, где обычный человек действует, поглощенный своими переживаниями писатель — рефлексирует. Актрисы, одетые в черное, словно фурии, «плетут» на сцене судьбу мелкого австрийского чиновника, которому, благодаря его очень чуткому, порой болезненному восприятию мира, которое он умел облекать в слова и сюжеты, было суждено стать одним из величайших писателей прошлого века... За талант, как и за все в этом мире, тоже нужно платить. В данном случае — одиночеством. Эту постановку покажут 5 декабря в 17.00 на малой сцене Театра в фойе. В ней играют:Ирина Кнырикова, Дарина Дружина, Юлия Хамитова и Ирина Барвинская.

2 декабря на большой сцене киевляне увидят «Метод Гренхольма» Жорди Гальсерана Ферре — один из самых кассовых спектаклей последнего московского сезона, поставленный в Театре Наций болгарским режиссером Явором Гырдевым. Его киноманы знают по фильму «Дзифт», ставшему сенсацией Московского кинофестиваля в 2008 году, где он получил главный приз за режиссуру. Кстати, недавно Гырдев привозил в Москву своего «Калигулу» по Камю, в котором исследовал жестокую и развращающую человека природу власти. В популярной в Европе пьесе испанского драматурга также исследуется разрушающая естественные человеческие отношения природа власти одних людей над другими, но уже на примере наших взаимоотношений с новыми властителями мира — с транснациональными компаниями. Интригующий зрителя с первой же сцены сюжет «Метода Гренхольма» строится вокруг такой насущной для многих, особенно в эпоху кризиса, проблемы, как наем на работу.

В некой загадочной компании, раскинувшей свои сети по всему миру, проходят последний тест четыре кандидата — трое мужчин и одна женщина (главную роль в спектакле исполняет Сергей Чонишвили). Вакантная руководящая должность хорошо оплачивается, следственно, на нее на последнем этапе тестирования претендуют не простаки, а опытные акулы бизнеса. То, что дела в современном мире отданы на откуп именно хищникам, режиссер вместе с художником Николой Торомановым показывает буквально: над сценой висит огромный аквариум с акулой в формалине — копия знаменитого произведения британского художника Дэмиена Херста, который заработал на мертвом океанском хищнике сумасшедшие деньги. Выставленная в качестве арт-объекта законсервированная акула для многих искусствоведов стала образцом упадка и коммерциализации изобразительного искусства, когда ценность его произведений стала измеряться уплаченной за них суммой. Соответственно, разыгрываемый под аквариумом сюжет свидетельствует о том же: единственным мерилом человека и его отношений с другими людьми в мире капитала являются деньги, которые он может принести своей компании. Никаких других критериев и ценностей в современном мире, как следует из «Метода Гренхольма», не существует.

Первое же задание, которое получают претенденты на «жирное» руководящее кресло, заставляет их подозревать друг в дружке подсадную утку, то есть сотрудника транснациональной корпорации. Последующие задания, провоцирующие кандидатов на то, чтобы унизить и уничтожить противника, оказываются не менее иезуитскими. Интрига — кто же является умело скрываемым агентом фирмы, кто победит в этой игре без правил? — держит зрителя в напряжении до последней сцены. Сами же методы подбора будущих сотрудников, которые разработал некий скандинавский психолог Гренхольм, помогают склонному к размышлениям человеку понять свою истинную роль в деловом мире, в котором многие сегодня пытаются занять лучшее место.

Стоят ли деньги, пусть даже большие, разрушенных отношений? Стоит ли телесный комфорт, к которому все так сегодня стремятся, сопутствующего всякому соперничеству, всякой борьбе за место под солнцем одиночества? — ответы на эти, в общем-то, риторические вопросы, возникающие на «Методе Гренхольма», более чем очевидны. Иное дело, готовы ли мы после теоретического ответа на них подтвердить свою позицию конкретными поступками. О том, как поведет себя главный герой, мы, дабы не лишать зрителя интриги, конечно же, умолчим. В спектакле заняты актеры: Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Толстоганова, Максим Линников.

3 и 4 декабря наши театроманы увидят «Рассказы Шукшина» (об этой знаковой постановке Театра Наций «День» писал в №39 за 5 марта 2010, рассказывая о предыдущих гастролях этого коллектива). Успех спектакля определяется не сюжетной интригой, а, прежде всего, тем, что талантливый режиссер создал блестящий актерский ансамбль, возглавляемый Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой. Идея перенести на сцену знаменитые рассказы Василия Шукшина принадлежит Алвису Херманису. Этого режиссера многие называют «новым гуманистом» мирового театра. Режиссерскую манеру Херманиса отличает пристальное внимание к повседневной жизни людей — сегодняшней или ставшей уже достоянием истории. Критики называют его театр «документальным», потому что режиссер высматривает, вычитывает, иногда даже выпытывает свои спектакли из реальности... Спектакль Алвиса Херманиса с неубывающим интересом можно смотреть не только во второй, но даже в третий раз. В «Рассказах...» играют: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Юлия Пересильд, Наталья Ноздрина, Дмитрий Журавлев, Александр Гришин, Александр Новин и Павел Акимкин.

Вадим ДЫШКАНТ, Москва, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ