5 марта в Киеве, в Национальном музее Тараса Шевченко (в рамках подготовки к празднованию 200-летия Кобзаря и 100-летия Дома Максимилиана Волошина), откроется выставка «Акварели Тараса Шевченко и Максимилиана Волошина». Они жили и творили в разных стилях, являются представителями разных культур. Поклонники Шевченко и Волошина вряд ли задумываются над тем, что между художниками есть много общего.
Оба классика были щедро одаренны поэтическим и художественным талантами, — отмечает заведующая Коктебельским Домом-музеем Максимилиана Волошина Наталия МИРОШНИЧЕНКО. — Их сближает общность духовных поисков, а также общая тема, мотивы художественных произведений.
Давнее желание ученых киевского и коктебельского музеев представить акварели художников на одной выставке осуществилось. Ценители творчества мастеров смогут убедиться в определенном сходстве созданных ими художественных образов. Впервые за историю существования Дома-музея М.Волошина и Национального музея Тараса Шевченко одновременно в одном выставочном зале будет экспонироваться около 70 акварелей художников.
Уроженец Киева, имеющий украинские корни, Максимилиан Волошин — неотъемлемая часть двух культур — украинской и русской. Он стал певцом древней страны на Востоке Крымского полуострова — Киммерии, прославив ее на весь мир в акварелях и стихотворениях. Тарас Шевченко — знаковая фигура украинской культуры. Находясь в ссылке, он одним из первых воспроизвел в живописи пейзажи Казахстана. Вопреки запрету, украинский поэт тайно продолжал «мережать білії листи» — описывал в стихах картины дорогой сердцу Украины, порой сравнивая ее с краем, в котором отбывал наказание. Строки, описывающие Казахстан, соотносятся с акварелями: дополняют зрительные образы словами. Подобное можно проследить и у Волошина — он любил подписывать акварели стихотворными строками.
— Волошин создавал своеобразный дуэт «надписи на акварели» и самой акварели, в котором рисунок рассматривается как аккомпанемент поэзии, — замечает Наталия Мирошниченко. — В письме к художнице Ю. Оболенской он писал: «Я против параллелизма в искусстве... Нужно искать симфоническое, а не унисонное сочетание». Строки не в полной мере воспроизводят изображенный пейзаж, но связанны с ним общим настроением.
Акварели создавались при разных обстоятельствах. Будучи участником научных экспедиций, Шевченко документально-точно воспроизводил виды Аральского моря и гор Каратау. Можно сказать, он создавал портрет этой земли, вглядываясь, наблюдая, находя особенности Каспийского края... Спустя полвека пристально вглядываться в пейзаж этого края будет Волошин, отправившись в добровольную ссылку, — на изыскание трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги. В октябре 1900 г. он писал в письме к Л. Кандаурову: «...длинные вереницы верблюдов на фоне синеющих гор Кара-тау очень напоминают издали разорванные арки Римских водопроводов». Свою Киммерию Волошин рисовал не с натуры, а по «воображению», и создавал, по его словам, «музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа»...
Коктебель и его окрестности — так же, как Мангышлак и Арал, изображаются в пейзажах, чаще всего — пустынной, почти не населенной людьми землей. Море, горы, деревья, облака — все эти природные формы разнообразно сочетаются и представляют своеобразную красоту Восточного Крыма и Средней Азии.
Разные по стилю, методам творчества, акварельные пейзажи Шевченко и Волошина все же имеют между собой нечто схожее. Секрет кроется в самой природе. Изображенные художниками восточный Крым и Каспийский край находятся на одной широте земного шара, чем обусловлено сходство растительности и рельефа.
Одна из целей выставки — побудить зрителей взять в руки книги и альбомы Тараса Шевченко и Максимилиана Волошина, ближе познакомиться с литературным и художественным творчеством выдающихся личностей.