Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аншлаги в зале и... разруха

Заньковчане отмечают 10-летие в статусе национального
8 февраля, 2012 - 12:41
НЕЮБИЛЕЙНЫЙ ВИД ТЕАТРА им. М. ЗАНЬКОВЕЦКОЙ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! МОГУТ УПАСТЬ НЕ ТОЛЬКО СОСУЛЬКИ, НО И ШТУКАТУРКА / ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

Львовский национальный академический украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой создан в 1917 году — как Украинский национальный театр, который объединил актеров передвижных трупп, — И. Марьяненко, Т. Колисниченко, И. Сагатовского. Новый театр начал жизнь 16 сентября 1917 г. в Киеве, в помещении Троицкого народного дома — пьесой В. Винниченко «Пригвождені».

Во Львов труппа переехала в 1944 году. В то время в театре работали корифеи украинского театра: Б. Романицкий, В. Яременко, В. Любарт, Н. Доценко, Ф. Гаенко, К. Губенко, П. Голота, И. Овдиенко, И. Слива, В. Данченко, В. Максименко, В. Полинская и др. Львовяне старшего и среднего возраста хорошо помнят спектакли при участии Аркушенко, Гая, Хомяк, Коха, Гринько, Кагановой и др., которые ставили выдающиеся режиссеры Ротенштейн, Горчинский, Рипко, Данченко... На заньковчанской сцене работали Б. Ступка, Л. Кадырова, В. Розстальный, Г. Плахотнюк. Уже много лет львовяне и гости города приходят в театр, чтобы увидеть игру Ф.Стригуна, Т. Литвиненко, Б. Козака, Б. Мируса и многих других известных актеров. Нелишне напомнить, что Театр им. М. Заньковецкой остается едва ли не единственным в Украине коллективом, который ежемесячно на большой и камерной сценах представляет зрителям более тридцати спектаклей (!), и почти все они проходят с аншлагами.

Десять лет назад Львовский театр им. Марии Заньковецкой получил статус «национального» (следовательно, в 2002 г. из областного подчинения перешел под опеку Министерства культуры Украины). О преимуществах статуса, проблемах и победах на пути к «национализации», заньковчанских традициях, затяжной реставрации здания театра («зеленой руины в Полтаве по колено») — наш разговор с генеральным директором театра Андреем МАЦЯКОМ:

— Десять лет назад была восстановлена историческая справедливость, то есть фактически произошло возвращение нашему театру статуса «национального». Напомню, в 1917-м, когда был основан наш театр, он имел статус «национального». Впоследствии, в результате нескольких переименований, театр перешел в областное подчинение. То, что заньковчане имеют такой высокий статус коллектива, — заслуга наших корифеев, которых, к сожалению, уже нет с нами, и всех актеров и рядовых работников технического обслуживания. Вот так — капля к капле, ниточка к ниточке — складывались предпосылки к возвращению нам статуса «национального».

Все хорошо помнят 1990-е — тяжелые были годы. Мы тогда получали только тридцать процентов от зарплаты, и это была ужасная ситуация. Скажу откровенно: меня временами охватывали отчаяние и разочарование. Советовался с художественным руководителем театра Федором Стригуном, и, в конце концов, мы решили, что единственный выход из ситуации — перевести театр в подчинение Министерства культуры. Написали много писем. Работа была скрупулезная. Мы обращались и в Кабинет Министров, и в Администрацию Президента, и в Министерство культуры, и в областную администрацию... Но когда знаешь, что есть одна цель — спасти коллектив, то даже «через огонь, воду и медные трубы» пройдешь. Отмечу, что на поездки в Киев не хватало денег, но нам многие люди помогали и поддерживали нас... Один из моих товарищей дал машину, а второй знакомый заправил ее... Вот тогда я убедился, что и во Львове, и в Киеве очень много щедрых людей. Более того, ни от кого не услышал ни слова скепсиса. Поэтому теперь удивляюсь, когда говорят о противостоянии Восток — Запад — такого противостояния априори в Украине быть не может, его искусственно создают политики. Кстати, одну из главных ролей в процессе получения нами статуса «национального» сыграл экс-львовянин Богдан Сильвестрович Ступка, который в то время был министром культуры Украины. Также отмечу, что для меня получение статуса «национального» — это большая честь, потому что не каждому директору выпадает приобщиться к такому процессу...

— Что изменилось?

— Нам повысили зарплату, начали немножко больше средств выделять на оплату коммунальных услуг и по 1,5—2 миллиона гривен — на ликвидацию аварийных участков помещения, что позволило остановить разрушительные процессы в здании. Что касается творческого лица заньковчан, то оно не изменилось — проявляем одинаковый интерес как к украинской, так и к зарубежной классике. Гордимся тем, что едва ли не единственные в Украине ставим спектакли современных авторов, соответственно, общаемся со зрителями по тем проблемам, которые больше всего беспокоят.

Кстати, 25 и 26 февраля заньковчане пригласят зрителей на премьеру комедии «Гамлет в гострому соусі». Спектакль по пьесе современного популярного итальянского драматурга Альдо Николаи ставит режиссер Вадим Сикорский. Главное место действия — кухня замка Эльсинора, куда основные события, описанные в трагедии Шекспира, доходят пародийно или в искаженном виде...

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ