В этом году Харьковскому цирку исполнилось 120 лет. Цирк этот один из старейших не только в Украине, но и во всем бывшем СССР. Сегодня он, как и все отечественное цирковое искусство, переживает не лучшие времена.
«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ» АДРЕСА ЦИРКА...
В 1883 году на харьковской площади, носившей многозначительное название «Жандармская», учредители Московского стационарного цирка братья Никитины построили деревянный цирк. Так родился первый стационарный цирк в Харькове, и в том же году состоялось первое его представление. А три года спустя местный промышленник-миллионер построил для цирка капитальное здание, сохранившееся и до наших дней. И площадь свое название почти не изменила: вместо бывшего «жандарма» получила название «Красного Милиционера».
Первое харьковское цирковое здание было построено по типу цирка братьев Франкони в Париже, ставшего образцом для подобных сооружений конца ХIХ века. Внутренняя архитектура помещения позволяла показывать и крупные цирковые представления, и театральные спектакли. Тринадцатиметровый в диаметре манеж быстро трансформировался в зрительский зал, становившийся продолжением амфитеатра. Вот почему в Харьковском театре-цирке охотно выступали не только сугубо цирковые артисты, но и театральные труппы. Интересно, что Харьковский цирк теснейшим образом связан с историей украинского театра. Здесь демонстрировали свое искусство труппы классиков театральной режиссуры ХIХ века двух братьев Тобилевичей — П. Саксаганского и М. Садовского, а также знаменитого драматурга и режиссера Марка Кропивницкого.
В те времена цирковые представления были чрезвычайно популярны. Для многих горожан это был словно глоток свежего воздуха, хотя и размещались малоимущие любители цирка на дешевой, однако душной «галерке» — последнем ярусе под самым куполом. Первые успевшие занимали стулья без номеров, кто не успевал — все представление стоял. Несмотря на жестокий полицейский режим именно здесь и зарождалась отечественная эстрадная сатира. Отметим, что такое же отношение к цирку сохранилось вплоть до 50- х годов ХХ века, когда только цирк и футбол были теми единственными местами, где, смеясь и радуясь, душа отдыхала от постоянной скованности того времени.
Недаром же спустя четверть века после открытия первого цирка известный театральный предприниматель грек Муссури усмотрел выгоду в том, чтобы построить неподалеку еще один цирк, на то время самый большой в мире — на 5750 мест! Произошло это в 1911 году.
— Два цирка в Харькове?! — удивлялись заезжие артисты — американцы, немцы, французы. — Неслыханная роскошь!
И действительно, на то время стационарный цирк был даже не во всех столичных городах. Нужно отметить, что во времена Советской власти этот второй цирк уже так и не возродился. Первый же цирк так и продолжал радовать зрителей.
Только в 1974 году государство все же построило для цирка новое помещение, где он и получил свою теперешнюю прописку. Хотя вмещает он не столько зрителей, как бывший Муссури, а наполовину меньше, но зрителям там стало значительно удобнее: места располагаются амфитеатром, уже нет «галерки», больше простора, вспомогательных помещений, светлые фойе для приятных прогулок в антракте.
Харьковскому цирку везло на «репрессивные» адреса. Площадь перед новым цирком также очень долго носила имя Урицкого — начальника Петроградской ЧК! Только с июня этого года ее переименовали в честь легенды отечественного цирка Ирины Бугримовой — харьковчанки, которая первой разрушила существующую в СССР мужскую монополию на дрессировку хищников, а именно «царей зверей».
...ЕГО ЗВЕЗДЫ И ЛЕГЕНДЫ
Цирк для нас, зрителей, — это всегда праздничный фейерверк. У него просто нет права быть другим. Именно поэтому звезды цирка, ярко вспыхнув, на всю жизнь потом озаряют воспоминания зрителей. И поэтому члены бессмертной династии зрителей и любителей цирка рассказывают друг другу о своих кумирах.
Именно в Харьковском цирке в 50-х годах и определилась судьба знаменитого клоуна Олега Попова. Выпускник Московского циркового училища, он выступал как жонглер на проволоке. Именно во время его работы в Харькове вдруг заболел клоун, и директор цирка попросил молодого актера заменить коллегу. Олегу так понравилось новое амплуа, что он навсегда остался клоуном в своей неповторимой клетчатой кепке. Таким и увидела его на гастролях бельгийская королева. Именно она на всю жизнь наградила его титулом «Солнечный клоун».
С Харьковским цирком связана и судьба Петра Маяцкого, заслуженного артиста РСФСР, объединившего в своих номерах достижения науки, техники и искусства. Настоящую славу принесло ему собственное изобретение — аттракцион, называвшийся «Шар смелости».
...Два сплетенных из проволоки полушария, соединяются один с другим словно верхняя и нижняя половинки грецкого ореха. Внутрь въезжают два мотоциклиста. Половинки соединяются. Мотоциклисты начинают с бешенной скоростью почти хаотически ездить по внутренней поверхности шара, и вся система плавно поднимается под купол. Движение мотоциклистов становится упорядоченным. Один — конечно же это был сам автор номера — ездил по верхней половине. Второй — сначала это была жена артиста, потом дочь — колесил по нижней. И вдруг оркестр замолкает, и слышен только рев моторов, а половинки шара начинают разъединяться. Расстояние между ними уже больше метра. Но смельчаки продолжают свой бешенный бег по кругу. Кажется, одно неправильное движение и все! Но вот полушария снова соединяются и удивительное «НЛО» осуществляет мягкое приземление. Особая опасность заключалась в том, что здесь было принципиально невозможно применить никакую страховку. Только точный расчет и виртуозное исполнение номера были залогом успеха.
К большому сожалению, судьба великого эквилибриста сложилась трагически. С тех пор никто в мире больше так и не осмелился повторить этот смертельный номер.
МЫСЛИ НЕ СОВСЕМ ЮБИЛЕЙНЫЕ
В отличие от театров, наши государственные цирки не получают государственных дотаций. Они финансируются из столицы, но по якобы хозрасчетному принципу: пропорционально прибыли.
— Чтобы обеспечить себе даже безубыточное существование, согласно подсчетам наших экономистов, цена билета на цирковое представление должна составлять 20 гривен, — рассказывает заместитель директора Харьковского цирка Л. Спектор. — Сюда входит и оплата контрактов с гастролерами, и расходы на содержание здания... Спасибо еще сельхозпроизводителям — нашим партнерам, поставляющим до сих пор корма для животных по льготным ценам.
Цирк сегодня попал в замкнутый финансовый круг: высокая цена билетов не позволяет надеяться на прошлые ежедневные аншлаги. Даже гастроли такой звезды как Игорь Кио сегодня не собирают полных залов. Рядовой зритель не в состоянии как когда-то приобрести три билета, чтобы с семьей посетить цирк. Между тем, нельзя и снижать цены на билеты: где гарантия, что зрители бросятся на цирковые представления.
По убеждению Л. Спектора, украинский цирк сегодня постепенно приходит в упадок еще и потому, что большинству отечественных артистов приходится гастролировать только по Украине, поэтому очень часто приходится бывать в одних и тех же городах. Совсем не так, как раньше, отправившись в гастрольное турне по СССР, артист снова возвращался только лет через 5—6. Следовательно, отечественные цирковые артисты с особым вниманием следят за процессом образования Единого экономического пространства.
Те же, кому посчастливилось завоевать известность на международных конкурсах, таким как группы Сергея Шаталова, Сергея Манчука — представители харьковской школы воздушных гимнастов — заключают долгосрочные заграничные контракты и выступают перед денежной иностранной публикой. Когда же они возвращаются на родину, — получают зарплату по обычным ставкам цирковых артистов — в пределах официального прожиточного минимума.
Конечно, в таких условиях престиж профессии артиста цирка несколько потускнел. И талантливая молодежь уже не мечтает о подобной карьере. Поэтому то и не видна на горизонте замена Олегу Попову, который уже 6 лет живет в Германии, Петру Маяцкому, Ирине Бугримовой — солнечным кумирам детства нескольких поколений.
И все же в день юбилея хочется надеяться, что цирк, как и искусство вообще, бессмертен. И, как на арене, произойдет чудо, благодаря которому он заблестит еще ярче, чем когда-то. И будет у него еще множество прекрасных юбилеев.