Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ARSENALE 2012 приобретает очертания

Дэвид Эллиотт: «Вопрос ответственности касается искусства в целом»
8 февраля, 2012 - 12:41
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В «Мистецькому Арсеналі» состоялась встреча с прессой, посвященная Первому киевскому международному биеннале искусств — ARSENALE 2012. Во встрече приняли участие искусствовед и теоретик искусства, куратор ARSENALE 2012 Дэвид Эллиотт (Великобритания), куратор дискуссионно-теоретического блока будущего биеннале, искусствовед Екатерина Деготь (Россия), генеральный директор «Мистецького Арсеналу», комиссар ARSENALE 2012 Наталия Заболотная, куратор специальной программы Александр Соловьев, главный редактор журнала Art Ukraine Алиса Ложкина.

Дискуссионная платформа Первого киевского международного биеннале под названием «Что есть и чего не должно быть? Искусство после конца мира» под руководством Деготь пройдет в марте-апреле 2012 года. Проект будет проходить в формате серии дискуссий, лекций, семинаров и воркшопов, а также финальной многодневной публичной дискуссии, которая состоится в апреле 2012 года. По итогам платформы летом будет издана книга. Также будет работать дискуссионная секция во время самого биеннале (май-июль).

Господин Эллиотт ответил на несколько вопросов прессы:

— На какой стадии сейчас находится подготовка биеннале?

— Выставка уже почти сформирована. Большинство важных решений мы уже приняли. По своим качествам и масштабом она является невиданной в Киеве. Название проекта — «Наилучшие времена, наихудшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве» — передает сложность, неоднозначность той эпохи, в которой мы живем. Хочу отметить, что я в настоящий момент говорю не только об Украине, но и обо всем мире. Это также наша ответственность — отреагировать на нынешнее положение вещей. Думаю, вопрос ответственности касается всего искусства в целом. Конечно, мы не призываем того или иного художника предлагать какие-то готовые решения или выводы. Мы лишь показываем подход. Биеннале — это возможность посмотреть на вещи извне, незаангажированным взглядом, далеким от медиа или идеологии; стоит отстраниться от игроков, которые навязывают нам свою оптику. Это действительно пример для нас того, как можно понимать искусство. Рефлексировать и думать относительно той жизни и того мира, который нас сейчас окружает. Это гуманистическая, человеческая позиция — не «гуманистическая» в советском смысле слова, а в плане человечности. Выставка, которая будет состояться из сотен работ ведущих художников мира — из Китая, Японии, Америки, Германии, России, Казахстана, Украины и тому подобное, собранных вместе, на одной и той же равной платформе, создастся возможность, которой до этого у зрителей не было; это очень специальная выставка, организованная специально для этого места и времени. Именно поэтому это возможность действительно подумать об искусстве, наслаждаться им, а еще думать, говорить об искусстве и дать ему возможность войти в нашу жизнь.

— Охотно ли художники едут в Украину?

— Да, они очень рады. Думаю, что это тоже связано с кураторством, я с большинством этих авторов уже до того работал, мы знаем друг друга, им нравится биеннале и подход, и они поражены пространством «Мистецького Арсеналу», которое действительно прекрасно, — фантастическое место для современного искусства. Не могу вспомнить ни одной другой площадки, где была бы такая длинная и непрерывная анфилада. Когда вы войдете, вы просто увидите поток разных работ, вдоль которого сможете ходить.

— Конечно, возникает вопрос о знаменитых именах. Можете ли уже озвучить какие-то?

— В частности, пройдут презентации знаменитых художников украинского происхождения Ильи Кабакова и Бориса Михайлова. Я работал с ними, мы знаем друг друга очень много лет. Из участников лишь один художник, которого уже нет с нами, — Луиз Буржуа (знаменитый скульптор из Франции. — Д.Д.). Еще одна художница, с которой я работал, — Яой Кусама, ей уже за 80, у нее будет огромная ретроспектива в лондонской галерее «Тейт» на этой неделе — сделала для Киева специальную инсталляцию и огромную живописную работу. Также у нас будут Пол Маккарти, братья Чепмен (британские художники-провокаторы, исследующие трансформации человеческой плоти. — Д.Д.). Но для меня не является самой важной категорией — известный или нет. Более важно — хорошая ли работа. Думаю, если ты художник и также если ты куратор, тебя можно оценивать по последней работе, которую ты сделал, или по последней выставке, которую ты подготовил. Я пытаюсь сделать акцент именно на работе. Особенно важно именно на первом «Арсенале» показать ряд поколений. Меня несколько раздражает то, сколько всегда бывает сложностей именно вокруг молодых художников.

У нас было достаточно ограниченное время на подготовку. Могу сказать, что я в последнее время почти не бывал дома — путешествовал, говорил с людьми, смотрел на их работы. Я пользуюсь советами Александра Соловьева, Екатерины Деготь, которая очень хорошо знает украинскую сцену, читаю каталоги, хожу на выставки, посещаю мастерские, так что понемногу, шаг за шагом у нас все складывается в надлежащую форму.

СПРАВКА «Дня»

Первое киевское международное биеннале современного искусства ARSENALE 2012 будет проходить с 23 мая по 30 июля 2012 года в «Мистецькому Арсеналі». Главный проект ARSENALE 2012 — «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве» — будет состоять из четырех разделов: «Неутомимый дух», «Во имя порядка», «Плоть» и «Беспокойный Сон». Куратор — Дэвид Эллиотт.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ