Практически каждый человек что-то слышал об автостопе. Только мало кто решает воспользоваться таким способом перемещения из пункта А в пункт В. Послушав очередную сводку ГАИ, думаешь, что на трассах ездят злые водители, каждый из которых только и мечтает о том, как затащить пассажира в кусты и ограбить или сделать с ним еще что- нибудь. А после встречи с автостопером, с восторгом рассказывающим о прелестях дороги и о добродушии водителей, в голову закрадывается мысль: отчего бы не попробовать? Тем более, что, наслушавшись историй о красотах Украины, хочется все увидеть, а денег на это никогда не хватает.
Итак, втайне от редакции, по собственной инициативе, мы решились выйти на большую дорогу. Главное было — определить место назначения. После недолгих обсуждений была выбрана Умань, где расположен знаменитый дендропарк «Софиевка», никогда не виденный двумя из нас. Оставалось выйти на трассу. Ею оказалась легендарная Е95 — автобан Киев—Одесса.
Прежде чем начинать стопить, нужно обязательно выехать из города. Все водители, останавливающиеся в черте города, требуют денег за проезд. На трассе главной платой становится беседа, потребность в которой и заставляет водителей брать голосующих. Итак, правило «стопщика» №1, которое мы уяснили для себя: выезжай из города .
Ехали втроем (с коллегой из другого СМИ), что, честно говоря, сокращало до минимума наши шансы остановить машину. Все-таки, большинство машин не безразмерно и там может попросту не оказаться нужного количества сидячих мест. Оптимальное число путешествующих — пара, одному все-таки немного страшновато. Правило №2: езжай малым количеством .
КИЕВ — ГРЕБЕНКИ
Первой остановленной нами машиной была старая «Волга», в которую мы смогли сесть, только предварительно хорошо раздвинув кучу хлама на заднем сидении. Водитель радушно согласился довезти нас прямо до Умани. Только мы тронулись с места, началось самое страшное: шофер настолько хотел поговорить, что абсолютно не смотрел на дорогу, поминутно поворачивая назад беззубое лицо. Причем его рассказы вызывали у нас страстное желание немедленно открыть дверь и выйти, однако трасса была скоростная, и этот маневр мог бы, в лучшем случае, закончиться на больничной койке. Вначале он сообщил, что у него расшатаны нервы, и стал показывать рецепт на транквилизаторы, выписанные «скорой». Затем стал рассказывать о том, что у него есть пистолет, которым он не боится пользоваться. В этот момент в головах у нас была только одна мысль: дай Бог хоть куда-нибудь доехать. Отсюда правило №3: прежде чем сесть, осмотри салон .
Нас спасло то, что после продолжительной филиппики в адрес отечественного правительства и украинцев в целом и рассказа о собственной программе развития страны, у шофера, по его словам, расшатались нервы. Доехав до Гребенок, он попросил нас сходить в аптеку и купить ему пять флаконов настойки пустырника (которую, судя по валявшимся в салоне пустым баночкам, он употребляет в очень больших количествах). Естественно, мы воспользовались случаем выйти. Преодолев искушение убежать сразу, в аптеку мы все же пошли. Купив ему требуемое, мы вернулись на дорогу... но его там уже не было. Звезда всех бродяг спасла нас на этот раз.
ГРЕБЕНКИ — БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ — ТАРАЩА — НАСТАШКА
Оставшись на дороге с пятью флаконами настойки пустырника, мы продолжили наш автостоп. Следующими желающими нас подвезти оказались четверо парней в небольшой машине, которые, несмотря на наше количество, решили потесниться и довезти до поворота на Белую Церковь. Можно говорить о том, что опасно молодым девушкам садиться в машину к незнакомым парням, однако везение нас не покинуло. Нас не только благополучно довезли, но и, взяв телефоны, пообещали подобрать на обратном пути. Мы, в ответ на любезность, подарили им флакон пустырника.
Следующим нашим попутчиком был фермер, который, рассказывая о своей работе, невзначай обронил, что у него совсем небольшое хозяйство. Оказалось, что небольшим он называет 400 га. Глядя на его широкое добродушное лицо исконного крестьянина, действительно понимаешь, что для трудолюбивых людей — это не поле для размаха. Такой, если захочет, пол-Украины обработает. Высадились мы напротив заправки недалеко от Таращанского леса. Тут, на нашу беду, вид троих девушек заинтересовал заправщиков, которые, решив поболтать, сначала настойчиво махали руками, а потом отважились подойти к нам. Место, известное всем журналистам своей неблагонадежностью, и вид троих угрюмых парней заставил нас ускорить шаг и постараться быстрей уйти. Правило №4: не вступай в беседы с людьми без машин .
Тут нас настигла четвертая машина, водитель которой, даже не дождавшись поднятой руки, предложил подвезти нас пять километров до села со смешным названием Насташка. Вообще, названия сел, которые встречались нам в пути, достойны отдельной статьи: Пинчуки, Быкова Гребля, Острая Могила, Марийка, Полковничий хутор, Ксаверовка.
НАСТАШКА — ЖАШКОВ — УМАНЬ
Высадив нас посреди дороги, водитель отправился по своим делам, и на нем наша эра легковых автомобилей закончилась. Практически сразу же мы застопили маршрутку. Пожилой водитель, угостив нас семечками, рассказал, что главная достопримечательность Жашкова, куда он согласился нас отвезти, — жуки и тараканы, которых там разводят. Оказалось, что он имел в виду большого бронзового жука невиданной породы, стоящего возле одной из баз отдыха у въезда в город.
В городе мы расстались. Постояв минут десять, отклонив за это время первое предложение заплатить деньги за проезд, мы остановили дальнобойную фуру, едущую в Кировоград.
Дальнобойщик Юра оказался милейшим человеком, с которым все 70 км оставшейся дороги мы проговорили о жизни. Водитель, в принципе, везет стопщиков за беседу, поэтому не так важно, о чем говорить, как то, что говорить надо. Отсюда правило №5: не сидите как соляной столб, поддерживайте разговор .
За разговором мы просто не заметили, как оказались на въезде в Умань. На память о нас мы оставили ему второй из пяти флакончиков пустырника.
УМАНЬ
Чтобы добраться до парка, мы сели в маршрутку, где первый раз за всю дорогу заплатили за проезд.
В хваленой Софиевке (да простят нас аборигены) мы разочаровались. Парк, внесенный в реестр ЮНЕСКО, оказался крайне запущенным. Как выяснилось, его убирают только к началу сезона — к первому мая. В это же время открывают и туалеты. Во внесезонье добрые бабушки, торгующие проспектами, советуют экскурсантам «посетить» небольшой ельник...
УМАНЬ — КИЕВ
Дело близилось к вечеру, «стопить» надо было быстрей и активней, пока не наступили сумерки. Но, как на зло, ни одна из проезжающих мимо машин не рискнула нас взять — наверно, слава о девушках, раздающих пустырник, уже покатилась по трассе.
Потом случилось чудо — возле нас остановилась огромная фура, водитель которой согласился довезти нас прямо до Киева. Он еще не знал, на что идет. Чтоб завести разговор, мы начали травить анекдоты. Водителю так понравилось общение с нами, что на первом же привале он купил нам по шоколадке. Это уже понравилось нам. Мы его отблагодарили нашим традиционным успокоительным средством, которое ему, несомненно, понадобилось бы после четырех часов общения с нами. Оценив всю полезность подарка, по дороге он купил нам еще и по букету контрабандных подснежников. Мы были поражены до глубины души вниманием к нашим персонам, и оживленно проговорили до самого Киева. Нам казалось, что в одном грузовике, каких по дорогам Украины колесят сотни, в данный момент оказались сразу четыре осчастливленных дорогой человека. Правило №6: самый надежный транспорт — фуры, а самый приятный народ — дальнобойщики .
На подъезде к Киеву нам стало грустно — дорога заканчивалась. Утешение одно — она была не последняя и, возможно, мы еще когда-нибудь встретимся. Земля ведь круглая, а дорог на ней не много.