Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Балет и гимнастика

26 января, 2005 - 19:52
АЛЛА ГАВРИЛЕНКО В ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ СВОИХ РОЛЕЙ — МАВКИ («ЛIСОВА ПІСНЯ») / ФОТО НИКОЛАЯ КОЗЛОВСКОГО

Сегодня артисты Национальной оперы Украины будут исполнять спектакль «Лебединое озеро» в честь известной балерины Аллы Гавриленко, которая недавно отметила свое 70-летие.
В судьбе Аллы Васильевны было две страсти — танец и спорт. Она является яркой представительницей киевской хореографической школы. За 20 лет работы на сцене Национальной оперы Гавриленко создала целое созвездие прекрасных образов. Она была балериной лирико-романтического плана. Ее лучшими ролями стали: Мавка, Одетта-Одилия, Жизель, Лилея, Джульетта, Франческа, Золотая дама и другие работы, которые покоряли зрителей поэтичностью и тонким лиризмом. Таланту и мастерству Гавриленко рукоплескали не только зрители Украины и бывшего СССР, но и публика Франции, Японии, США, Египта, Италии, Бельгии, Канады, Швеции и других стран. Но век балерин, даже прим, к сожалению, короток, и пришел момент, когда актрисе пришлось уйти со сцены...

— Алла Васильевна, как вы очутились в сборной команде Украины?

— Как правило, танцовщики, заканчивая свою карьеру на сцене, становятся педагогами-репетиторами, работая в театре или в хореографическом училище. Но меня пригласили поработать с гимнастами. Однажды после спектакля ко мне в гримерку пришел руководитель украинской сборной господин Титов. Он наговорил массу комплиментов, расспрашивал, когда будет следующий спектакль с моим участием. А прощаясь, спросил: «Не хотели бы вы поработать с гимнастами?» Потом он еще несколько раз приходил в театр и убедил, что моя помощь понадобится спортсменам. Титов забросил зернышко, и оно проросло. Я станцевала свой последний спектакль «Ромео и Джульетта», а на следующий день из балерины переквалифицировалась в тренера-репетитора. Так я оказалась на базе в Конче-Заспе, в команде спортивных гимнастов. Это был 1980 год — впереди у нас были Олимпийские игры в Москве. Мне очень понравился настрой украинской команды — боевой. Сначала я работала с девочками, потом с парнями. Было очень интересно. В мои обязанности входила постановка вольных упражнений, мы вместе с гимнастами отрабатывали прыжки, поддержки. Я помогала им внести в спортивные обязательные упражнения элементы художественности, связывала номера в одну программу, чтобы она смотрелась более зрелищно, а выполнялась артистично. Наша команда выступила очень хорошо, а Стелла Захарова получила золотую медаль.

Вы знаете, меня восхищает, как самоотверженно тренируются спортсмены, как умеют концентрироваться на результат, победу. За десять лет работы с гимнастами я стала настоящей болельщицей. Если как танцовщица я с гастролями объездила 23 страны, то став балетмейстером-репетитором спортивных гимнастов, побывала практически на всех континентах.

— Сегодня вам ближе балет или спорт?

— И балет, и гимнастику я очень люблю, но нынче стала просто зрительницей и болельщицей. Довольно редко бываю в Национальной опере, хотя имею постоянный пропуск. Сильно изменился репертуар, совсем другая труппа. Смотрю на молодых балерин: вроде они такие красивые, длинноногие, эффектные, техничные, но их танец, на мой взгляд, какой- то холодный. Я в каждую роль всегда вкладывала душу. Например, одной из самых любимых моих партий была Мавка из «Лесной песни». До сих пор я помню, что, когда выходила на сцену, то меня переполняли радость и волнение. Сегодня молодежь более прагматичная. Многие артисты ставят цель и добиваются результата — вроде все правильно танцуют, а чего-то в их пластике нет. Я называю это состояние горением, которое обязательно должно через танец передаться зрителям. Говорю об этом потому, что люблю балет, наш театр, и мне хочется, чтобы слава украинского балета гремела, а зал каждый вечер был переполнен.

А гимнастику я тоже обожаю. Многие годы мы очень дружны с легендарной Ларисой Латыниной. Она приходила на мои спектакли, а я не пропускала ни одного ее выступления. Помню, как на моих глазах малышка Лиля Подкопаева выросла и стала мастером, как завоевывала медали... На мой взгляд, у спортсменов и танцовщиков много общего. Ведь чтобы добиться успеха, а самое главное — не упустить свой шанс и в нужный момент выступить на все сто, нужно много репетировать, тренироваться. Аплодисменты, цветы и награды — это приятные мгновения, но не менее волнительны часы, дни, когда ищешь акценты будущей роли или придумываешь оригинальные номера для спортсменов.

«День» поздравляет Аллу Васильевну с юбилеем, желает ей крепкого здоровья, бодрости, успехов и радости в личной жизни.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ