Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Балет и опера в одном спектакле

26 июня, 2001 - 00:00

Конечно, в первую очередь заинтересовала почитателей искусства первая постановка на сцене Национальной оперы знаменитой «Шехерезади». Тем более, что она стала балетмейстерским дебютом художественного руководителя балетной трупы театра народного артиста Украины Виктора Яременко — в недалеком прошлом танцовщика, отмеченного «серебром» и «золотом» на различных международных конкурсах. И хотя он стремился воспроизвести хореографию легендарного Михаила Фокина, который был автором либретто, постановщиком и одним из участников спектакля «Шехеразада», показанного Русскими сезонами в Париже в 1910 году, но привнес и свои собственные нюансы.

Созданный по мотивам арабских сказок из «Тысячи и одной ночи», спектакль уже стал популярным. Все содействовало его успеху — изысканная, преисполненная неги музыка Н. Римского-Корсакова, драматический сюжет, восточная роскошь сценического оформления художницы Марии Левитской, которая уже в нескольких спектаклях удивляет зрителей неожиданным сопоставлением открытых цветов; мастерство солистов и на удивление стремительный и динамичный танец артистов кордебалета, которые неизменно получают свою «порцию» восторженных рукоплесканий.

Как и в классической постановке, настоящие герои спектакля — Зобеида, любимая жена султана Шахриара, и Золотой раб. В этих партиях зрители уже увидели две пары: Елену Филипьеву и Максима Чепика, Татьяну Билецкую и Евгения Кайгородова. Елена Филипьева подчеркивает в своей героине властность, свободолюбие и стремление не быть униженной. Ее самоубийство — это акт утверждения своей свободы и человеческого достоинства. Татьяна Билецкая скорее пребывает в плену скрытых эмоций Зобеиды, способной открыться перед другими людьми только в минуты своих глубочайших устремлений. Разными предстают и партнеры танцовщиц: Максим Чепик больше воспроизводит юношеский темперамент и порыв, а Евгений Кайгородов — соблазнительную чувственность. «Пантомимные» партии султана Шахриара и его брата Шахземана артисты Дмитрий Клявин и Владимир Чуприн, используя достаточно скромные средства пластики, делают действительно психологически убедительными. Свои новые актерские возможности продемонстрировал Евгений Карцов в партии Евнуха.

Поскольку «Шехерезада» — балет в одно действие, первый раз она шла рядом с обновленным и несколько сокращенным балетом «Жар-птица» на музыку И. Стравинского в постановке Виктора Литвинова. А во второй раз она была показана с другой новой работой театра — монооперой «Нежность» («Письма любви») композитора Виталия Губаренко, который год назад ушел из жизни. Написанная по одноименной новелле Анри Барбюса, она воспроизводила образ женщины, которая не смогла пережить разлуки со своим любимым и, даже уходя из жизни, думала о том, чтобы это не стало трагедией для него. Возвратили оперу на сцену театра через тридцать лет после ее постановки на этих подмостках режиссер Владимир Бегма, дирижер Иван Гамкало и сценограф Алла Кириченко.

Первой исполнительницей партии героини оперы была наша блестящая оперная звезда Евгения Мирошниченко, которой и посвятил свое произведение композитор. Сейчас, в обновленном представлении, поет ученица великой певицы Оксана Терещенко. Интересно, что не только постановщик сумел по-новому прочитать давно знакомый материал, а дирижер найти в музыке современные акценты, но и художница Алла Кириченко осуществила совсем другое ее сценографическое оформление. Использование слайдов с произведениями художников-импрессионистов наполнило эту музыкальную монодраму дыханием действительно парижский жизни, сделало более реальными воспоминания и переживания героини, которые молодая певица воспроизводит с надлежащей силой чувств. Кстати, среди нескольких исполнительниц партии именно она благодаря своей целеустремленности и настойчивости дошла до успешного финиша и получила первое признание и «Браво!» слушателей. Хотя Оксане еще нужно поработать над дикцией, более тонким нюансированием музыкальных фраз, но, вероятно, с ее одаренностью и достойным изумления трудолюбием артистка сумеет достичь совершенства.

Свой 134-й сезон Национальная опера заканчивает на мажорной ноте. Ведь успешно прошел в театре Вердиевский фестиваль, добавили артистам лавров традиционные зарубежные гастроли, репертуар труппы пополнили несколько новых балетных и оперных представлений. Поэтому ведущему музыкальному коллективу есть с чем встретить столетие сооружения дома для Киевской оперы, которое он будет отмечать в сентябре этого года — уже в следующем сезоне.

Людмила ЖИЛИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ