Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Белые эксперименты

Современное польское искусство презентуется в Киеве
30 апреля, 2002 - 00:00

Алисия Лукасяк с момента своего творческого дебюта в Galeria Biala в 1997 году «последовательно занимается тематикой, связанной с представлением человеческого тела». Выставленная работа является результатом еженедельных встреч Алисии с беременной женщиной (с шестого месяца и до семи дней от рождения ребенка). Автор фотографировала ее, затем обработала фотографии на компьютере, многократно растиражировала, сделав сплошную плоскость. Образы фрагментарно мигают — человек превращается в частицы информационного потока. В Польше данная работа представляла собой ковер, здесь же хотели сделать пол, но вышел какой-то мозаичный паркет, по которому ходят «интерактивные» посетители... Катажина Коженецка также фотографирует понравившиеся лица (часто пары) на кровати покрытой белой простыней. Потом изображение переносится на те же простыни, воспроизводя человеческую телесность в пропорции 1:1. Среди ее обнаженных героев: гомосексуальная пара мужчин, девочка 11 лет, 13

– летний мальчик, 10 – месячный малыш, «дама с собачкой» и «обычные» пары...

«Мужская» часть выставки демонстрирует несравненно меньшую эмоциональную изощренность, напрочь лишенную даже намека на эротизм, пребывая вместо этого в полувысохшем русле экспериментов Марселя Дюшампа и псевдопрактики «ready- made». Но если ироническое название представленного на нью- йоркской Выставке независимых в 1917 году писсуара («Фонтан») позволяло ему приобрести статус «произведения искусства», то некоторые инсталляции, которые сейчас пребывают в стенах ЦСИ, вызывают тихое сомнение. Опять становится актуальным вопрос о границах между «искусством» и «не искусством», реальным пониманием определенного произведения и слепым киванием головой, мол, чем загадочнее, тем гениальнее... Анджей Цвикла создает свои объекты из цивилизационных остатков. Поле его поисков (в прямом значении) — закрытая мусорная свалка в родном Люблине. Там он находит много интересного — например, нейлоновые чулки 70-х годов. Несколько ящиков этих чулок вместе с землей пан Анджей привез в Киев, аккуратно разбросав их по полу. Думаю, что экспозиции недостает доминирующего скрепляющего элемента, например, пластиковой ноги, обтянутой модным волнующим чулком. Возможно, подобная выставка была бы более уместной на каком-то форуме зеленых? Лешека Хетмана на несколько месяцев забрали в армию. Пребывание там глубоко поразило молодого художника — в результате можем увидеть информационные таблички с указаниями для военных инструкторов и новобранцев (схемы гранат, автоматов и тому подобное). Необходимо отметить, что аналогичные «произведения» в Украине есть в каждой порядочной школе — советское вооружение в значительной степени осталось в бывшей стране Варшавского договора — еще и на более понятном, хотя тоже соседском языке. Павел Щерепа, в свою очередь, трансформирует старую мягкую мебель — находит ее в общежитиях, переделывает, рисует на обивке. Матрасы, которые когда-то покачивали человеческие тела, в интерпретации Павла приобретают привлекательность главного героя из многосерийного фильма «Чужие» — вырванный поролон, искалеченная обивка, куча клейстера, издалека напоминающего солидол, а вблизи немного воняет. Подростком автору пришлось долго лежать в больнице, поэтому выбор художника обусловлен личными переживаниями. Как отмечает второй куратор выставки Анна Наврот, «связь между повседневным потребительским продуктом и конечным эффектом искусства приобретает новое измерение живописи»...

В который раз убеждаюсь, что апокалиптические разговоры о цепи смертей искусства являются, скорее, констатацией, нежели досужими вымыслами неудачников. Вся проблема в том, что, собственно, понимать под загадочным словом искусство. С одной стороны как будто ясно — создание предмета (явления), которое приводит к эстетически-философским интерпретациям и трактованиям. С другой… Искусство уже давно вышло за рамки простого продуцирования (креатуры) материала — сегодня это взгляд. Все зависит от точки зрения — точка зрения художника проецируется на точку зрения поглотителя и образовывает ЧТО-ТО. Много произведений современного искусства не являются самодостаточными, они нуждаются в потребительском отзыве и только в этом резонансе приобретают целостность. ЧТО-ТО прокрадывается в область искусства.

Игорь ОСТРОВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ