В рамках проекта «Мистецька мапа України», предусматривающего знакомство с художественными центрами, школами и уникальными творческими личностями, Музей современного изобразительного искусства Украины представил живопись, графику, рисунок и аппликацию Карла Звиринского (1923—1997 гг.).
На открытии экспозиции «Мой путь к искусству» выступила дочка мастера Кристина Звиринская-Чабан, которая вместе с сыном Юрием привезла в Киев 50 произведений из семейной коллекции.
— На нынешней выставке творчество Карла Звиринского представлено в ретроспективе с использованием разных техник, начиная с первых рисунков-набросков («Разговор», «Прядение», серия «Мама», «Автопортрет», 1942—1944 гг.), реалистичных масляных полотен («Копны в поле», «В Карпатах», «Перелаз», 1946—1952 гг.) и до концептуального искусства конца 1950-х — середины 1960-х — аппликация («Абстракция», «Аппликация», «Деревья»), живопись («Синий натюрморт», «Мелочи. Шепот», с использованием природных материалов («Рельеф ІІІ), графика («Лес», «Птица» — линорит; «Фигура» — монотипия), экслибрис на афише выставки», — подчеркнула Кристина ЗВИРИНСКАЯ-ЧАБАН.
Искренними воспоминаниями о художнике, чутком и внимательном к молодым людям учителе, поделились Наталья Дяченко-Забашта и Галина Дигас.
Судьба Карла Звиринского величественная и в то же время драматичная. Творческое становление и деятельность художника пришлись на времена, когда смелые поиски формотворчества в европейском искусстве, обозначенные неповторимо индивидуальными чертами творческой индивидуальности, преследовались, а тогдашние чиновники оценивали работы мастера «как проявление буржуазного национализма и распространение формалистических поисков в искусстве». Как личность и патриот Звиринский не воспринимал установки тоталитарной власти, и за это был наказан...
Сегодня его творчество признано в европейском и мировом контексте развития изобразительного искусства, а до 1992 года было запрещено в Украине!
Это напоминает время Украинского возрождения 1920—1930-х, когда плеяда выдающихся художников во главе с Михаилом Бойчуком самоотверженно работала над созданием национального стиля в монументальном искусств. Одни из них были уничтожены, а на других было наложено клеймо «формалистов» и «националистов», что на долгие годы выводило их из культурного процесса. Карл Звиринский еще в 1950-х годах обратился к концептуальному искусству, смело отстаивал свое эстетическое кредо. В настоящее время его наследие вне времени, пространства и стиля еще ждет исследователей, однако имеет основания войти в мировой художественный контекст.
Ранние серии произведений художника («Рельефы», 1957—1962; «Дорога», 1962; «Сплетение», 1962—1975; «Потустороннее», 1965) заявляют об отходе Звиринского от влияния реализма и начале абстрактных поисков в живописи, аппликации, цветном рельефе из бумаги, дереве, на полотне. Художник ищет и находит собственную цветовую гамму («меня всегда тянуло к цвету»), определяется с темами, которые волнуют его больше всего. Они достигают общечеловеческого масштаба — жизнь и смерть, земное и потустороннее, вечное противоборство света и тьмы как сущность жизни вселенной. Маэстро возвращается к этой проблематике на протяжении творческой жизни («Мелочи», 1966—1994; «Эпитафия», 1961—1994; «Берег», 1990; «Сумерки», «Серебро и медь», 1995).
«Я никогда не занимался чисто формальными поисками. В каждую работу вкладываю какую-то идею, подтекст, замысел. А у зрителя хочу вызвать определенные ассоциации с действительностью. То, что я делал, можно было бы очертить как попытку идти с духом времени», — так определял художник собственное понимание творчества.
Автор использовал в своих композициях разнообразные природные материалы, которые создавали игру светотени, контрастность форм, фактурность на фоне условной живописи. Все это расширяло восприятие поверхности произведения, эмоционального влияния на зрителя.
Значительную часть творческого багажа Карла Звиринского составляет сакральная живопись — росписи церквей Львова: Переображения Господнего и Успения Пресвятой Богородицы (40 икон), с соблюдением иконографических схем и технологии письма, а также стенописи в церквях вокруг Львова. Определенное время он руководил школой иконописи им. Св. Луки при монастыре ордена Студитов. «Вся моя живопись — это молитва. В ней я пытался выразить свое удивление перед величественным творением Бога. Все, что я рисовал, было инспирировано этим чувством. И это — искренне», — говорил художник.
Трудно представить фигуру Звиринского-мастера без педагогического труда, к которому он пришел по окончании института в 1953 году, сначала на «Вечерних встречах с молодежью», впоследствии в училище прикладного и декоративного искусства и в Львовском институте прикладного и декоративного искусства. «Казалось мне, что я должен все сделать, чтобы помочь студентам сохранить их природную одаренность и в то же время развить в них человеческое достоинство, гражданское осознание. Я хотел, чтобы они знали, кто они, что должны делать и куда идти», — так определял свою миссию педагога Звиринский.