Мы можем гордиться Гмырей не просто потому, что он жил и творил на украинской земле. Время задуматься над тем, что должно мотивировать нашу национальную гордость в тех или иных случаях. Нередко получается так, что предметом нашей гордости автоматически становятся художники, «обласканные» государством, наделенные множеством официальных титулов. И мы забываем о том, что в мире все выглядит несколько иначе. Вряд ли кто-то из европейских меломанов, охотно покупающих компакт-диски Гмыри за рубежом (иногда изданные пиратским путем), знает, что Борис Романович носил титул «народный артист СССР».
Эпиграфом прошедшего в Национальной опере юбилейного концерта в честь Гмыри стали слова самого певца: «Любите музыку, ибо в ней — власть, опьяняющая душу». Среди его участников был даже солист Харьковского театра (народный артист Украины Николай Коваль), что вполне естественно, ведь Борис Романович свои первые шаги на профессиональной сцене сделал именно в этом театре. Были и гости из Львовской оперы — лауреаты международных конкурсов: Виктор Дударь и Андрей Бенюк. А из киевских участников концерта в первую очередь выделялась блестящая «обойма» басов: Николай Шопша, Валентин Пивоваров, Тарас Штонда, Сергей Магера. Кроме басов, поражал своим разнообразием и список народных артистов, участвовавших в этом гала-концерте. Это и Мария Стефюк, и Людмила Юрченко, и Роман Майборода, и Александр Дьяченко, и Николай Коваль (двойной тезка своего харьковского коллеги).
Произвел большое впечатление и квартет басов (Шопша, Штонда, Магера, Дударь), который исполнил знаменитую «Сплетню» из «Севильского цирюльника» и песню «Взяв би я бандуру». Режиссером концерта выступил Николай Третяк. По случаю юбилея получено послание заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры господина Мунира Бушенаки. Оно было зачитано на юбилейном концерте. В этом документе, в частности, отмечается: «Вокальное наследие певца является неоценимым вкладом в сокровищницу мирового исполнительского искусства. Его философские и эпистолярные труды также представляют значительную ценность для мировой культуры… Он был известен как «Борис Великий», и его величественный бас был признан уникальным феноменом, принадлежавшим не только Украине, но и мировой культуре в целом».
Но не об одном только концерте хочется сказать. Речь идет о том, что дата столетнего юбилея певца давно осталась позади, а удалось провести только небольшую часть из запланированных мероприятий. Конечно, увидели свет юбилейная монета, марка и конверт в честь Гмыри. Но это не самые важные шаги. В октябре в Национальной музыкальной академии пройдет научная конференция, которая будет посвящена осмыслению места Гмыри в контексте мирового исполнительского искусства. Что касается остальных запланированных мероприятий, их проведение столкнулось с препятствиями. Главная причина их возникновения связана с тем, что до сих пор нет постановления Кабинета Министров о праздновании юбилея Гмыри на государственном уровне (а значит — о выделении необходимых финансов). Обычно финансирование подобных мероприятий осуществляется по устоявшейся схеме: Министерство культуры и искусств готовит представление в Кабмин, а Кабмин выделяет соответствующий объем государственных средств из бюджета. В данном случае события развивались следующим образом. Кабмин издал распоряжение о создании Оргкомитета по празднованию юбилея Гмыри. Такой комитет существует, хотя результаты его деятельности были сфальсифицированы. Итак, еще на предварительном этапе недоставало слаженности и оперативности. Но когда Оргкомитет все же утвердил перечень юбилейных мероприятий, начались бесконечные проволочки. Сумма, на которую сподобилось министерство, — 95 тысяч гривен. Не стоит и говорить, что этих средств слишком мало и их было бы значительно больше, если бы в чиновничьих кабинетах вовремя поторопились с представлением в правительство. В Фонде Бориса Гмыри отныне с грустью говорят: «Если вы хотите «завалить» какое-то дело, поручите его Министерству культуры…»
Итак, результатом несоблюдения схемы финансирования стали, по крайней мере, несколько «не». А именно: киевская квартира Гмыри в Пассаже до сих пор не стала музеем, не построен памятник певцу (сейчас средства на него собирают в виде благотворительных взносов граждан), не создан музей в его родном Лебедине. Правда, в квартире Гмыри живет семья главы Фонда Бориса Гмыри, которая нуждается в жилье. И иногда происходят приятные, но в какой- то степени обременительные казусы: например, 5 августа этого года, в день рождения Гмыри, его киевскую квартиру посетило по меньшей мере 150 человек, которые были уверены, что… идут в Музей Гмыри! Нужно отдать должное Анне Васильевне Принц, которая возглавляет Фонд Гмыри. Ни один гость не уходит из ее дома без ощущения, что и вправду посетил музей. Ведь частная жизнь семьи Анны Васильевны уже в течение многих лет подчинена особому режиму — в любую минуту здесь готовы принять нежданных гостей и бережно хранят дух великого певца.
Не секрет, что в свое время российская фирма «Мелодия» сделала Гмырю «русским» басом. В свое время «Мелодия» передавала права на издание некоторых записей Гмыри, а Украина даже во времена независимости не смогла ничего сделать, чтобы исправить эту ситуацию. В Киеве до недавнего времени вообще нельзя было приобрести никаких записей Гмыри. Приходит поколение, которое рискует упустить возможность познакомиться с творчеством Бориса Гмыри. К счастью, усилиями Фонда Бориса Гмыри уже выпущено шесть первых компакт-дисков Гмыри, в октябре выйдет еще два. В целом же при условии наличия средств их может быть издано, по крайней мере, пятьдесят пять.
Уникальность фигуры Гмыри заключается в том, что его пение производит впечатление не только на нас, его соотечественников, но и на любого придирчивого западноевропейского ценителя вокала. Мы можем утверждать так не только из амбициозных соображений. Речь идет о том, что, например, приверженцы немецкой школы пения, как правило, абсолютно не признают попытки славянских певцов интерпретировать образцы австро-немецкого репертуара. Даже о шаляпинских записях Шуберта в книге Дитриха Фишера-Дискау не без скепсиса сказано, что они «могут быть восприняты только как курьез». Вряд ли кто-то из немецких музыкантов поощрял бы попытки украинских певцов исполнять немецкую музыку. Только один Гмыря остается для них исключением. Борис Романович, в частности, осуществил запись огромного вокального цикла Шуберта «Зимний путь» и ряда других песен этого композитора. Солист Мюнхенской оперы Вундер Фолькер, который считает себя учеником Гмыри, отметил, что эти записи совершенны и даже лучше записей многих немецких певцов.
Главный смысл юбилейных мероприятий будет заключаться не в том, чтобы формально увековечить имя Гмыри, а в том, чтобы дать вторую жизнь его творческому наследию. И сделать это нужно именно сейчас, иначе мы вырастим поколения, которые будут искусственно лишены того, что мы имеем и чем по праву можем гордиться.
Фонд Бориса Гмыри предлагает поддержать акцию сбора средств на сооружение памятника певцу, который планируется построить вблизи Национальной филармонии. Средства нужно направлять на счет: АКБ «Киев» в г. Киеве р/с 26006000429201, МФО 322498, идент. код 21523713, с пометкой «На памятник Гмыре».