Традиция на час прекращать освещение знаковых объектов архитектуры во всем мире для привлечения внимания к сохранению природных ресурсов земли — в большей степени театральный акцент, чем смысловой жест. Электроэнергия как раз менее всего потребляет эти ресурсы. Я лично пожалел, что до сих пор никто не довел до практики замысел Николы Теслы о беспроводном электрообеспечении.
На Софийской площади открытие Французской весны в естественном вечернем свете стало манифестом уже традиционного праздника культуры. По словам посла Франции в Украине Изабель Дюмон: «Нынешняя Французская весна избрала тематику, которая ежедневно будет приобретать другую форму, варьируя от события к событию цвет! Цвет окружает нас везде — в природе, городской среде, в нашей повседневной жизни. Цвет отображает наши эмоции, сопровождает нашу общественную жизнь, придает выразительность и подвижность искусству и культуре».
Желание удивлять — одна из ментальных составляющих французского характера. Незабываемыми остаются уличное представление «Концерт огня» в исполнении «Ударных десантников», кулинарное шоу «Башня аппетита», воздушное шоу «Ловец Луны», в котором наполненные гелием фигуры творили жизнь в воздухе, а главный герой, ходя головой к земле, искал лунный лик любимой. В 2015 году лазерная феерия «Я мечта» на стенах Софиевского собора под спиричуэлс со словами Мартина Лютера Кинга «Я хочу быть свободным» вдохновляла вариациями на тему картины Е.Делакруа «Свобода на баррикадах». Состоялась она в неделю Песаха, в ночь перед Пасхой, во время празднования 100-летия со Дня рождения К.Малевича, что позволило назвать традиционно французскую весну сюрпризматичной.
Стихи Пьера де Ронсара упоминаются в течение всего площадного действа «Садівниця Мю і кінематика флюїдів»:
«Повітря, небеса, вітри, долини, зела,
Луги роззелені, немов озимина,
Діброви кольору червоного вина,
Ліси, горбовини та осяйні джерела,
Дерева молоді і ті, що їх омела
Вже нищить, парості, де грає жовтизна,
Печери, що до вас доріг ніхто не зна,
Ви, скелі, що йдете, як біла каравела»
Софийская площадь полностью заполнена преимущественно молодежью, вместе с Хмельницким на коне, словно застывшем в ожидании чего-то опасного. Представьте — в центре под многометровой стрелой подъемного крана огромный шар, который, очевидно, будет подниматься и летать по всему периметру площади. Эта конструкция со времен античного театра называется «deusexmachina» (бог из машины) и поднимает актера из-под земли. Леонардо да Винчи использовал ее в качестве оружия, заменив «бога» на тяжелые ядра.
Когда шар раскраснелся внутренним светом, показалось — вот оно, огненное нутро земли, которое не позволяет легкомысленным исследователям пробуравить нашу планету насквозь.
Наконец пришла садовница, поднятая стрелой крана к облакам полила из леечки шар, и он раскрылся в два лотоса — один лепестками к небу, другой к земле. Появились между зрителями большие куклы рыб, утка, осьминог в носках, и мы себя почувствовали стаей мальков в житейском море.
На лепестках-качелях нижнего лотоса удобно устроились музыканты циркового оркестра, под куполом верхнего лотоса сногсшибательные полеты воздушных гимнастов заставили трудно дышать.
Из центра того, что было шаром, выплыли рыбы и змей, которые излучали лунный свет, в котором, как известно, добро и зло еще не отличаются, поэтому его так часто называют золотым. Красный цвет — верховный, был начальным цветом шара. А в этот момент его ядро изменило образное состояние, демонстрируя ночной приход солнышка красного:
«Природа — храм живий,
де зронюють колони
Бентежні стогони і неясні слова.
Там символів ліси густі, немов трава,-
Крізь них людина йде і в них людина тоне.
Всі барви й кольори, всі аромати й тони
Зливаються в могуть єдиного єства.
І зрівноважують їх вимір і права
Взаємного зв’язку невидимі закони.»
(Шарль Бодлер)
Акцентом на цвет киевляне будут наслаждаться отмеченными в фестивале событиями: Инсталляция «Автономные зоны поэзии: расцвет слов» (коллектив ALIS);
Дискуссия «Свидетельства и цвета памяти. Как рассказывать о событии». Говорил П.Клее «Наиболее возвышенные и мощные умы — те, кто любит цвет».
Уверен, что к яркости цветов талантов добавится еще и аромат радости, творения, свежести открытий, качества понимания, а в следующем году аромат французский станет верной приметой прихода весны.
«Є свіжі запахи, немов дітей тіла,
Є ніжні, як гобой, звитяжні, молодечі,
Розпусні, щедрі, злі, липучі, як смола,
Як ладан і бензой, як амбра й мушмула,
Що опановують усі безмежні речі;
В них — захват розуму,
в них відчуттям — хвала.»
(Шарль Бодлер, перевод Д.Павличко)