Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что-то не так с Джо

В прокат вышел триллер об агрессивном цветке и равнодушных людях
24 декабря, 2019 - 10:23

Агрокультурная компания сделала невероятное открытие — вывела цветок, который дарит радость в прямом смысле. Эксперименты показали, что у испытуемых улучшается настроение на постоянной основе, они становятся приветливее к окружающим. Во времена, когда клиническая депрессия обрела характер эпидемии, это ценное свойство. Элис, одна из сотрудниц компании, подарила один экземпляр сыну Джо, которого она воспитывает одна. Этот цветок они так и назвали — Малыш Джо. Однако со временем Элис замечает, что сын будто сам не свой, явно отдалился от нее. Начинаются странные изменения и в характерах коллег.

«Малыш Джо» (Little Joe, Великобритания-Германия-Австрия) -шестой полнометражный фильм австрийской режиссерки Джессики ХАУЗНЕР. Его премьера состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля, где Эмили БИЧЕМ получила приз за роль Элис как лучшая актриса. Хаузнер в Каннах любят: ее короткометражка «Интер-вью» получила Особый приз в конкурсе студенческих фильмов в 1999, «Милую Риту» (2001), «Отель» (2004) и «Безумную любовь» (2014) показывали в «Особом взгляде». Весомую награду, впрочем, Джессика получила в Венеции в 2009 за драму «Лурд» — приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).

«Малыш Джо» представляет собой в первую очередь жанровый эксперимент. Сюжетов о растении, которое убивает людей или превращает их в зомби, в массовой культуре хватает. Хаузнер это осознает и пытается переиначить растиражированную канву в предельно эстетизированной манере. Для этого, во-первых, значительно замедляет темп повествования, неторопливо водит камерой по лицам и интерьерам. Звуковую дорожку заполняет экспрессивная музыка японского театра Кабуки, смешанная с шумами ветра или пролетающего самолета. Господствуют прохладные или слишком интенсивные локальные цвета, размещение которых в кадре словно вычислено по линейке (оператор — лауреат Европейского киноприза Мартин ГШЛАХТ, Австрия). Сам Малыш Джо — пурпурный пушистый цветок, который моментально раскрывается, отравляя пыльцой окружающих — опыление насекомыми устранено учеными, а Джо должен как-то размножаться. У всех инфицированных развивается нечто вроде самодовольного аутизма, зато они более всего заботятся о цветке.

Даже в таком изложении фабула звучит как чистый триллер. Чтобы превратить это в нечто более глубокое, требуется дополнительное приращение смыслов в драматургии и в игре актеров. Однако ни первая, ни вторая не выходят за пределы стерильного шаблона, которого режиссерка старательно придерживается. Особенно это вредит актерам. Бичем работает превосходно, но ее героиня полностью бездействует. Получив уже в середине фильма все необходимые предупреждения о пагубности Джо, она не делает ничего — только говорит и говорит, говорит и говорит. Изменений в Элис почти нет; то же верно и для остальных героях и героинях. Их конфликты, как следствие, неинтересны. А нет конфликта — нет и истории.

И опять-таки, если бы ядовитый цветок запускал иное, более глубокое повествование, которое оправдывало бы эту лабораторно-буддийскую стилистику, на сюжетные изъяны можно было бы не обращать внимания. Но нет. Все так и остается на уровне разговоров примороженных людей в светло-салатовых халатах. Поэтому и сама эстетика выглядит необязательной. Почему музыка Кабуки? Вполне могла быть совершенно иная. Зачем это плавание камерой? С равным успехом Гшлахт мог бы двигаться быстрее.

По большому счету фильм сам по себе похож на такого опыленного зомби. Медленного и скучноватого. И не страшного ни на минуту.

Уже задним числом можно подумать, что бы, действительно, произошло, если б кто-то изобрел абсолютное снадобье от меланхолии, навсегда избавил бы людей от тяжкой убийственной печали, не потеряли бы мы вместе с тем и способность любить, сочувствовать друг другу. Но фильм здесь скорее повод, а не причина.

Напоследок; пусть «Малыша Джо» и не назовешь удачной работой, все же как образец формального опыта между аттракционом ужасов и артхаусом он свое место занимает. И в этом качестве даже заслуживает свою часть аудитории.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ