Несмотря на «дошкольный» возраст, у форума уже есть история. Короткая, но впечатляющая. Первый назывался «Севастополь-фест» (его президентом был актер Владимир Коренев), второй получил название «Остров Крым» (судейскую команду возглавлял писатель Василий Аксенов), а президентом нынешнего Севастопольского Международного кинофеста стал известный актер Богдан Ступка.
— Мы стараемся подбирать картины, интересные людям всех возрастов, пристрастий, — рассказала программный директор феста Лиза АНТОНОВА. — Это фильмы, которые зритель не увидит в прокате. Я всегда ищу фильмы, так или иначе связанные с Севастополем. Хотелось бы даже дать ему второе название «Севастополь forever».
Если на предыдущих фестивалях кинематографисты Украины и России популяризировали лучшие достижения своих стран, укрепляли творческие связи, пытались поддержать молодые таланты, то нынче в программу вошли только российские ленты. К сожалению, не было двух обещанных организаторами форума картин, представлявших Украину в этом году на Каннском фестивале: «Счастье мое» Сергея Лозницы и совместного украинско-французского фильма «Шантрапа» Отара Иоселиани. Видимо, чтобы «подсластить пилюлю» киноманам, продюсер Киевского международного кинофестиваля Федор Крат привез в Севастополь картину турецкого режиссёра Аталая Ташдикена «Mommo»(«Бабай»), завоевавшую Гран-при на этом форуме.
Зрители увидели ленты: «Анна Каренина» и «2АССА2» Сергея Соловьева; «Гастарбайтер» Юсупа Разыкова; познакомились с фильмами-лауреатами многочисленных фестивалей — «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского; работы дебютантов Дмитрия Мамулии «Другое небо», Рамиля Салахутдинова «Которого не было», известных режиссеров Станислава Говорухина «В стиле jazz», Юрия Грымова «На ощупь», Ивана Соловова «Старшая жена», Григория Константинопольского «Кошечка», «Пропавший без вести» Анны Фенченко, Веры Глаголевой «Одна война» и др.
Эксклюзивная программа «Ночь молодого кино на историческом бульваре» объединила фильмы начинающих кинематографистов России и Украины. В нее вошли работы участников образовательной программы Высшей школы журналистики и мастерской документального кино Марины Разбежкиной, которая (в экспериментальном порядке) объединила современный документальный театр и документальное кино. Украинское молодое кино представили участники фестиваля «Ночь короткого метра», который ежегодно показывает в Киеве лучшие студенческие и дебютные работы начинающих режиссеров.
«Кино за партой» — новая детская программа, организованная совместно с самой крупной севастопольской школой № 22. Сразу две картины по книгам писателя Владислава Крапивина — приключенческая сказка «Легенда острова Двид» и четырехсерийный телевизионный фильм, съемки которого проходили в Севастополе, — «Трое с площади Карронад»; анимационные «Звездные собаки Белка и Стрелка» и «Моя країна — Україна»; картина, адресованная старшеклассникам, — «Рябиновый вальс».
Еще одной новинкой стала кинопрограмма — «Севастополь навсегда» (в нее вошли любительские фильмы). «Город у моря» — конкурс короткометражных любительских лент. На протяжении года шел отбор лучших картин, а на фесте наградили победителей.
Всего севастопольцы посмотрели более тридцати фильмов, а народное жюри оценило четырнадцать конкурсных картин. Каждый желающий мог свободно попасть на любой сеанс — вход был бесплатный (это одна из отличительных особенностей фестиваля). В оценках народного жюри все оказалось предсказуемо: отметили работы киномэтров — Станислава Говорухина и Сергея Соловьева. Первому достался Гран-при «Народное признание» за картину «В стиле jazz», самую легонькую из его мелодрам (эдакий любовный «четырехугольник»: мама, две сестры и богатый драматург). Вера Глаголева представила на фесте свою картину «Одна война», действие происходит в мае 1945-го на небольшом северном острове, где отбывают наказание сосланные советские женщины, родившие детей от оккупантов. В фильме подобралась профессиональная актерская команда, и лишь одно медийное лицо — Александр Балуев.
«Лучшим актером» жюри объявило Бахатдыра Болтаева за главную роль в картине «Гастарбайтер», а «Лучшей актрисой» — исполнительницу главной роли в соловьевской «Анне Карениной» — Татьяну Друбич. Специальный приз оргкомитета фестиваля получил турецкий режиссер Аталай Ташдикен («Бабай»)...
Не будем сравнивать Севастопольский фестиваль с Каннским, Берлинским или Венецианским — там мировые масштабы, да и с Московским, Сочинским, Анапским рановато тягаться. Во всяком случае, по количеству «звезд». Кстати, в прежние годы в Севастополе собиралось яркое созвездие украинских и российских актеров: Остап Ступка, Ада Роговцева, Раиса Недашковская, Алексей Вертинский, Дмитрий Суржиков, Игорь Славинский, Валерий Легин, Валерий Баринов, Юлия Пересильд, Екатерина Редникова, Сергей Шнырев, Полина Кутепова... — было с кем пообщаться публике.
Впрочем, из «плюсов»: нынешний фестиваль отличался предельной простой без малейшего намека на помпезность. Обошлись без театрализованных акций открытия и закрытия форума, без красной дорожки (по ней просто-напросто некому было бы идти: Соловьев с Говорухиным приехали лишь на четвертый из пяти фестивальных дней). Шестой Севастопольский международный кинофестиваль стал именно показом российского кино. Зрители до отказа заполняли залы кинотеатров «Москва» и «Победа». И, надо сказать, оценки жюри их мало волновали. Правда, многие недоумевали по поводу того, что всего лишь двенадцать человек решают судьбу «Народного признания» и предлагали ввести оценочные листы для зрителей. Но организаторы пока игнорируют это предложение...
К сожалению, сегодня фестиваль в Севастополе остался единственным в Крыму (не проводится больше Ялтинский фестиваль продюсерского кино), так что организаторов севастопольского форума можно поблагодарить за то, что в нынешней непростой финансовой ситуации они находят возможность продолжать начатое дело. И уже планируют, что показать зрителям в следующем году (фестиваль будет посвящен страницам истории кино). Напомним, в 2011 году исполнится 100 лет со дня выхода на экраны первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя», снятого совместно Ханжонковым и Гончаровым (съемки проходили летом 1911-го, и на легендарной ленте, вошедшей в историю, запечатлены те, кто в ту пору служил российской царской армии на кораблях военно-морского флота).