Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что нужно человеку в тяжелые исторические времена?

16 октября, 1999 - 00:00

Говорят, что нынешняя молодежь и знать не хочет своего прошлого — по- моему, просто возникли большие сомнения в возможности его знать. Мы и сами переживали большие события, но подавляющее большинство в самые исторические минуты тревожило совсем иное. Так и с нашими дедами: можно хоть каждый день переписывать учебники, а то, что они пережили, остается у нас в душе и руководит нами.

Все они, насколько я знаю, были крестьянами с бедного севера Украины и занимались преимущественно тем, что как-то выживали, возделывая землю. Один прадед по матери отправился в Америку, но и там не разбогател. «Подкулачник» — прадед по отцу Роман, имел трех волов, шесть десятин земли и не хотел вступать в колхоз. В Брече, его селе, таковых было немало: как потом подсчитал дед с товарищами, во время Голодомора в селе погибло людей в пять раз больше, чем в войну. Вымерли в первую очередь самые бедные, те, которые побогаче, меняли кое-что на еду.

Наталья, моя бабушка, вышла замуж за деда Володю, который во время войны попал в плен к немцам, и бабушка забрала его из лагеря домой. Бречь была пригородным селом, к партизанам из нее трудно было добраться, но полицаев люди не очень боялись. Один такой пришел к Роману, в шинели и босой, и сказал, чтобы тот отвел к нему во двор корову. «Дураки, эти немцы, что таким как ты, власть дают, и ты дурак, что себя ею считаешь», — ответил дед, и выгнал пришлого. Полицаев забрали потом в штрафбат, другие мужики в большинстве полегли на Днепре, а деду посчастливилось — его только ранили. Правобережье так отвоевывали: брали село, собирали всех взрослых мужиков, кое-как вооружали и без какой бы то ни было подготовки посылали на штурм. Потом история повторялась, но тех, кто раз выжил, во второй раз на смерть обычно не посылали. Поэтому в 70-е, когда было очень много фильмов о войне, дед говорил, что единственный, похожий на правду — «Баллада о солдате».

Но значительно большим героем оказался второй дед, по матери, — Николай Ефимович. Войну он начал на Черном море, эвакуируя на барже один завод. Это продолжалось только несколько часов, потом налетели немцы. Так деду пришлось продрейфовать в море на пузе до самого вечера, когда его подобрала лодка. Потом он служил на крейсере «Красный Крым», даже стоял в почетном карауле, когда на Ялтинскую конференцию прибыл Черчилль. Но не это оказалось главным. Когда появилась «Малая земля», к деду приехали корреспонденты из «Красной звезды» и «Деснянської правди». Дед честно ответил про Брежнева, что не слышал о нем и не видел его, но на этом все не закончилось. В городе Щорсе проводили читательскую конференцию по этому «шедевру», и лучшего малоземельца, чем дед, для этого мероприятия не нашли. Дед перед выступлением для храбрости вместо того, чтобы остограмиться, ополлитрился. Поэтому, выйдя на сцену, начал приблизительно так: «Мне тут написали, что я вам должен рассказывать. Но я расскажу, как было на самом деле». Зал горячо поддержал этот порыв к искренности, и дед, в котором проснулся дар импровизации, принялся живописать о своих победах на «Малой земле», где он никогда не был, украшая рассказ сравнениями вражеских танков с пивным ларьком. Поэтому наша районка почти правду писала, что на конференции выступал и был тепло встречен присутствующими ветеран боев на Малой земле М.Ю. Васько, который неоднократно там встречался с Брежневым.

Дед кажется настоящим шалапутом по сравнению с добросовестной ударницей бабушкой, которая вручную выкапывала за день с 10 соток картошку в колхозе. Она больше всего мечтала хоть перед смертью подержать в руках свои компенсационные марки, поскольку работала в Германии на военном заводе. После того труда ей в Украине предложили работать продавцом, а заодно — доносить в органы. И кличку ей подобрали — «Чайка». Но бабушка отказалась, и, получив за это несколько раз по лицу, попала в холодную. А освободил ее оттуда дедушка, выломав ночью двери. За год до смерти бабушка купила новую корову, что нас всех очень удивило. Потому что за день до этого с трудом сдали за бесценок старую. Но бабушка лучше нас знала, что же нужно человеку в тяжелые исторические времена.

Юлия СИДОРОВА, Щорс, Черниговская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ