Кто мог подумать, что такие простые, казалось бы, вещи, как восстановленный камин в гостиной дома, где жила Леся Украинка, принесут столько радости. Фото огня в камине выставляют и распространяют. Потому что камин, у которого грелась еще Леся, снова дает тепло, придает ту ауру, которую при жизни в Колодяжном Косачей был наполнен «белый» домик. Старое фото конца XIX века свидетельствует, что и стены, и столярка были белого цвета, такими стали и теперь. Как говорит заведующая Колодяжненским литературно-мемориальным музеем Ольга БОЙКО, важно во время реставрации не только сделать ремонт зданий, а прежде всего – наполнить теперь их духом Косачей.
Белый домик теперь претерпел немало изменений в возвращении к первоначальному виду. Кроме камина, восстановили печку, в последние годы, как известно, дом не отапливался и портился. Восстановлен подвал, третья комната. Во время Второй мировой войны усадьба Косачей была разрушена. После войны на старом фундаменте построили стены двух комнат белого домика, но не восстановили третью комнату, в которой жила Ольга Косач-Кривинюк и из которой был ход в подвал, так называемую пивницу, где Косачи хранили молочные продукты, фрукты, вино, варенье.
Одна из двух печей уже греет и в сером домике, где жили старшие Косачи. «Мы убрали отсюда сцену, на которой якобы у Косачей ставили спектакли для домашних и сельских детей, – рассказывает Ольга Бойко. – Но ни в воспоминаниях, ни в письмах, а мы много работали и в архивах, не нашли об этом упоминания. Однако есть фото из белого дома, где спектакль ставят перед белым полотнищем на стене, без сцены».
БЕЛЫЙ ДОМИК СТАНОВИТСЯ ПОХОЖ НА ТОТ, КАКИМ БЫЛ ПЕРВОНАЧАЛЬНО
В сером домике появится кабинет Елены Пчилки. Известно, что он находился в верхнем помещении, но после восстановления дома для музея его не отстроили, а при нынешней реставрации на это также не были предусмотрены средства. Однако в фондах музея достаточно материалов, чтобы передать рабочую обстановку, в которой работала известная писательница и общественный деятель Елена Пчилка.
А ведь не верилось, что ремонтно-реставрационные работы такого масштаба в Колодяжненском литературно-мемориальном музее Леси Украинки пройдут вообще. Газета «День» еще с 2018 года писала о проблемах с содержанием мемориальных зданий. Народный депутат Украины Ирина Констанкевич была тем двигателем процесса, благодаря которому и происходят сейчас впечатляющие изменения в музее, которые давно назрели. И средства Государственного фонда регионального развития получили, пожалуй, только благодаря 150-летнему юбилею со дня рождения Леси Украинки. Тендер на реставрацию памятников культурного наследия был объявлен уже в апреле 2021 года, после юбилея. Сейчас работы на завершающем этапе, заведующая музеем Ольга Бойко говорит, что удовлетворены их качеством. А уже работники музея заботятся о том, чтобы максимально передать интерьер «как было у Косачей».
ОЖИВШИЙ ЛЕСИН КАМИН
Сестра Леси Изидора оставила воспоминания о том, что «в Лесиной комнате (маленькая комната налево от входа) была кровать, письменный стол, кресло, стулья, а также этажерка, у кровати висела плахта (как ковер), над окнами висели (как украшение) «чадры» – крымские, вышитые». Одна такая чадра есть в фондах музея, по ее образцу заказали еще несколько. А также –полтавские рушники, висевшие в другой комнате белого домика.
Именно наполнение интерьера откладывает открытие отреставрированных помещений на май в Международный день музеев. Как отмечала Ольга Косач-Кривинюк, дети Косачей «так органично срослись со всем колодежно-полесско-волынским, что считали себя тогда и потом всю жизнь не черниговцами, как отец, не полтавчанами, как мать, а волыняками-полищуками». И Колодяжное заслуживает тех изменений, которые в нем сейчас происходят. Даже исходя из того, что литературно-мемориальный музей Леси Украинки – самое посещаемое музейное учреждение Волыни, здесь ежегодно бывает по несколько десятков тысяч человек.
Фото предоставлено автором