Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цветы от Александра Шеремета

«Киевский натюрморт» представил работы мастера, его друзей и учеников
28 декабря, 2010 - 20:47
АЛЕКСАНДР ШЕРЕМЕТ
«ПОДСОЛНУХИ» — ЛЮБИМАЯ ТЕМА НАТЮРМОРТОВ МАСТЕРА

В Национальной библиотеке Украины им. В. Вернадского проходит выставка живописи, посвященная Александру Шеремету. Она основана Киевской организацией Национального союза художников Украины как ежегодная акция живописи с присуждением художественной Премии имени Шеремета (1950—2007 гг.) — заслуженного деятеля искусств Украины, профессора кафедры живописи и композиции Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. На вернисаже натюрморта «Цветы от Шеремета» представлены наиболее интересные полотна мастера, которому в этом году исполнилось бы 60 лет.

Много работал художник над постижением совершенства красок, их сочетанием, сосуществованием и взаимопроникновением. Искусствоведы отмечают его профессионализм, мастерство в композиции, — равновесие масс, объемов и цветовой гаммы. Его работы реалистичны, тяготеют к классической манере письма, однако точно отображают современное состояние эпохи, выраженное в вещах и образах. Не случайно натюрморт был одним из его самых любимых жанров в живописи. Как отметил на открытии выставки Виктор Александрович Каверин, член правления Киевской организации НСХУ, «по натюрморту можно изучать историю и эпоху».

Обозначенные глубоким национальным содержанием работы: «Натюрморт со старыми вещами», «Свадебный натюрморт», «Кувшины» и тому подобное. В его представлении простые бытовые вещи: миски, тарелки, кувшины приобретают культовое значение, становятся своеобразными артефактами. Часто фоном здесь является сочетание красок, которое передает текстуру и цвета украинского рушника или покрывала.

Цветы Александра Шеремета — нежные, мягкие, наполненные светом и проницательным взглядом: розы, хризантемы, пионы и даже ирисы — изысканные и аристократические. Больше всего художник любил рисовать подсолнухи — символ преданности, света, родной земли, Родины, благодарности. Они у него очень разные: в начале цветения — пылкие, яркие, насыщенные, страстные, полные сил и... глубокой печали, когда яркие лепестки унесены ветром... Но печаль Александра Шеремета жизнеутверждающая. На трогательной картине «Натюрморт с иконой и сухими подсолнухами» рядом с выцветшими, потемневшими от времени подсолнухами изображена на оранжевом фоне икона Георгия-змееборца — как выражение того, что мы идем по большакам, боремся, молимся и... верим.

Пейзажи Александра Петровича — философские, иногда с заложенным определенным символизмом, что выражено в цвете и композиции, заставляют задуматься над течением жизни и сутью вещей.

На открытие выставки живописи памяти Александра Шеремета пришли многочисленные почитатели творчества мастера, его ученики и друзья-художники, известные и менее известные широкой общественности художники, которые с теплотой вспоминали Шеремета как солнечного человека, патриота и жизнелюба.

К участию в выставке приобщилось 35 художников. Это маститые мастера кисти, члены НСХУ: Галина Билан, Николай Евтушенко, Людмила Захарова, Виктор Каверин, Галина Кириленко-Баранникова, Николай Кононенко, Руслан Кутняк, Леся Левада, Василий Мазур, Оксана Полтавец-Гуйда, Галина и Оксана Попиновы, Оксана Слета, Анатолий Тертичный и др., а также студенты Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры: Дарья Рыбина, Оксана Свижак, Сергей Скрипицин, Александр Ступак, Александра Христофорова. В экспозицию вошло 55 творческих работ, ярких, самобытных и разноцветных, как художественная палитра современной Украины.

Татьяна ДОБКО, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ