Вручение в этом году Национальной телевизионной премии «Телетриумф» происходило без излишней помпезности. Кризис внес свои коррективы — и пафос телезвезд подчеркивала, разве что, красная материя на входе в Октябрьский дворец. На соискание телевизионной премии национальные, региональные каналы и продакшн-студии подали в этом году 229 работ. Их оценивали 89 экспертов — путем индивидуального электронного голосования.
18 из 24-х статуэток досталось каналам СТБ, ICTV и Новому, которые считаются неформальным холдингом Виктора Пинчука и которые в прошлом году отказались от участия в церемонии вообще. В то же время, триумфатор-2008 — канал «1+1» —не получил ни одной статуэтки.
«Телетриумф 2008—2009» стал абсолютным телепоражением для канала «1+1». Несмотря на то, что «плюсы» были представлены в девяти номинациях, ни в одной из них победы они не получили. Тогда как в прошлом году «1+1» положил себе в «карман» девять премий.
Канал, с которого и началось то украинское телевидение, которое сегодня оценивают, критикуют и, в конце концов, награждают, достиг дна. И дело не в том, что генеральный директор Александр Ткаченко не сможет похвастаться перед коллегами набором новых статуэток. «Телетриумф» просто лишний раз засвидетельствовал то, что и так очевидно: «плюсы» потеряли все «соки», и сейчас работают вхолостую. А его экс-нишу украинского, в большой степени интеллигентного и просветительского канала не занял никто. Вместо этого внимание аудитории на себя перетянуло большое и бесконечное шоу, которое транслируют другие каналы. Триумф каналов Виктора Пинчука, позиционирование которых прежде всего развлекательное — тому подтверждение. Полное замещение понятия и представления о культуре на шоу и развлечения в сознании телезрителя уже состоялось. Конечно, шоу «Украина имеет талант», которое получило аж три награды (так же, как и СТБшные «Окна») заслуживает похвалы. Талант-шоу имеет удачную концепцию. Но это — шоу. Для более серьезных тем и форматов (речь идет не о политике или социалке, а о более глобальных вещах) на украинском телевидении места категорически нет. Это главный вывод, который можно сделать, просмотрев список лауреатов «Телетриумфа» этого года. А диагноз украинской тележурналистике поставили сами же ее служители. Циничным эхом на идеалистический зов продюсера «Свободы слова» (ICTV) Михаила Павлова «общими усилиями «отформатировать» политиков» прозвучала «шутка» авторов «Шоу-мании» (Новый канал): «Скоро журналистский праздник — выборы. Хорошей жатвы, коллеги!». По-видимому, парни считают это остроумием, даже не подозревая, что на самом деле эти слова — диагноз. В том числе — их.
Первая кнопка страны — телеканал Интер — опять был далеко не первым, и получил победу только в двух номинациях. Кроме того, по одной статуэтке отошло к ТРК «Украина» (совсем не за «Шустер Live», а за «Футбольный уикэнд»), «Новой студии» и каналу СИТИ. Знак отличия за личный взнос в развитие телевидения посмертно присужден Игорю Пелыху.
Хотя список номинаций в этом году был расширен, их набор традиционно у многих вызвал претензии. В частности, номинация «Спортивная программа».
— У нас тоже есть и хорошие репортеры, и хорошие ведущие, — жаловался со сцены «спортивный» телевизионщик с ТРК «Украины». —Не стоит объединять в одну номинацию всех телевизионщиков, работающих на освещение спортивной темы. В этом году также не был отмечен ни один региональный канал. В номинации «Региональная программа» победил киевский канал СИТИ. Ясное дело, этот канал априори имеет значительно больше возможностей, нежели криворожский ТРК «Рудана», который также был представлен в отмеченной номинации.
В последние годы сцена «Телетриумфа» становится площадкой для громких заявлений и высказываний медийников. В прошлом году именно с этой сцены о своей профессиональной оппозиции относительно нового курса «1+1» громко заявила журналистка Леся Сакада-Островская. В этом году шансом не пренебрегла журналистка СТБ Наталья Соколенко. Трижды поднимаясь на сцену за наградами, присвоенными информационной службе СТБ, она акцентировала внимание на том, что весь «цех» должен поддержать ее коллегу Ольгу Червакову, микрофон которой, как известно, пострадал от рук депутата-коммуниста Ткаченко. «Если мы им это так подарим, то потом они попросят нас дышать в сторону, а в знак благодарности за интервью —танцевать гопак», — отметила Наталья Соколенко.
Издатель Иван Малкович также заставил зал затаить дыхание. Вручая награду в номинации «Детская программа», он отметил, что премию, судя по общему уровню украинского телевидения, уместнее было бы назвать «Тріумфом змиршавіння». Если уж речь идет о диагнозах, то эта реплика вполне может быть еще одной строкой в «медицинской карточке» «больного». С другой же стороны, именно безошибочный диагноз и является первым шагом к «выздоровлению».
КОММЕНТАРИИ
Татьяна ЦИМБАЛ, ведущая, Народная артистка Украины, член Телевизионной академии Украины:
— Украинское ТВ превратилось в серьезную, сложную индустрию; можно, конечно, говорить об определенных идеологических барьерах, о том, что иногда в чем-то не хватает вкуса. Телеканалы сегодня работают в различных жанрах, на различную аудиторию, однако нужно также пытаться работать для широкой общественности. Ведь телевидение имеет чрезвычайно большое влияние и охватывает огромную аудитории, поэтому следует все учитывать — различные вкусы, различные потребности. Лично мне не хватает интеллекта. Телевидение сегодня отличается от того, которое было еще десять лет назад. Лично я считаю это естественным. Ведь телевидение — это отражение жизни, времени. На мой взгляд, самой важной является премия «За личный вклад в развитие украинского телевидения» (была вручена посмертно Игорю Пелиху. — прим. «Дня»). Телевидение сегодня — это огромный пласт профессий: операторы, звукорежиссеры, режиссеры, сценаристы, дикторы... Однако жизнь пишет свой сценарий, в котором не всегда все завершается голливудским хеппи-ендом.
Братья КАПРАНОВЫ, писатели:
— Эти награды ежегодно делятся между тремя-четырьмя каналами. Это фактически замкнутый круг, в который никого не допускают. Например, почему было не дать награду криворожскому каналу, если он уже номинован и достоин? СИтИ — это киевский канал, и здесь все относительно просто. Здесь куча журналистов ходит по улицам. А сделайте хорошую передачу в Кривом Роге. Если бы больше обращали внимания на творческие силы, которые есть в регионах! Нужно создать отдельную номинацию для них, пусть люди почувствуют. А когда они начинают ходить по этому треугольнику-четырехугольнику, то выходит то, что есть у нас — заимствованные, купленные форматы. «Самый умный» как победитель в детской передаче меня поразил в самое сердце. Тогда нужно было «Гарри Поттеру» давать самый лучший телефильм. У нас тотальная боязнь новых продуктов. Ни одного эксперимента. Собственно, мы и прекратили смотреть телевидение, потому что увидели, что там нет ни одного живого продукта. Мы забываем, для чего нужна эта премия. Это же не ярмарка тщеславия. Это стимул к работе. Премия — это образец, который означает: делай, как я.
Илларион ПАВЛЮК, продюсер студии «07 продакшн» («Интер»):
— Считаю, что все номинированные программы могут достойно конкурировать. Например, шоу канала СТБ «Украина имеет таланты» стало событием года, программа Нового канала «Кто против блондинок?» — это что-то абсолютно новое для украинского ТВ, ничего подобного пока не было. «95 квартал» — это стабильное и успешное шоу.
Олег ПИНЧУК, скульптор:
— Мне нравится украинское ТВ, я помню, каким оно было, как развивалось. Сегодня есть безусловно прогресс, есть свобода, однако должен быть какой-то моральный фильтр. Конечно, хотелось бы, чтобы больше внимания уделяли культуре, как делают во многих других европейских странах. У меня есть тайная мечта организовать свою телепрограмму, выступить в роли ведущего или соавтора. Конечно, понимаю, что это не так просто, что должна быть определенная подготовка, постановка голоса, дикции, навыки работы с аудиторией, на камеру. Если появится такая возможность, какой-то культурный проект, и мне предложат принимать участие в нем, то я, конечно, соглашусь.