Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диалог над границами

10 апреля, 2003 - 00:00

Подобные концептуальные, «именные» акции для академической сцены Киева — редкость. Но важнее другое. Пожалуй, чуть ли не впервые за время проведения музыкальных форумов в Украине была предпринята попытка ввести в отечественный контекст опусы голландской композиторской школы — одной из наиболее заметных и богатых талантами в современной Европе.

По сути, концерт строился на своего рода сопоставлении произведений наших и нидерландских композиторов: три пьесы с одной стороны, четыре с другой. Впрочем, ошибкой было бы считать «Время и восприятие» чем-то вроде «музыкального ринга». В зале Дома ученых строился диалог разных сочинительских идеологий, музыкальных культур, прекрасно дополнявших друг друга. И если у голландцев наблюдалось стремление к внешне эффектным, контрастным приемам, экспериментам с ритмом и мелодической основой («Поиск» Гюса Янссена, «Сплетение» Виллема Йетса), то украинцы тяготели к рефлексии, осмыслению внутреннего мира в его взаимосвязи с пространством звука («Каприччио» Сергея Пилютикова, Соната для виолончели и фортепиано Золтана Алмаши, «Послание Антону Веберну» Александра Щетинского).

Отдать кому либо предпочтение трудно, и каждый слушатель, думается, находил что-то более близкое для себя в той или иной пьесе. Можно лишь отметить, что строгость, философская глубина, академизм украинских опусов уравновешивались раскованностью голландских опытов, что любопытно, имеющих отчетливо джазовую подоплеку — у того же Гюса Янссена или Тео Лювенди («Лерхен-трио» памяти Оливье Мессиана) — оба композитора у себя на родине в свое время прославились как первоклассные джазовые импровизаторы. Кстати, последний момент составил некоторую трудность для исполнителей, не имеющих именно джазового опыта.

Однако в целом диалог композиторских школ, диалог восприятий удался. И это лишь первый шаг. Уже в середине мая в Киеве пройдет Форум музыки молодых, где подобные музыкальные взаимосвязи будут в порядке вещей. В конце концов, в мире слишком много вещей, разделяющих нас. И лишь музыке, наверно, под силу преодолевать любые границы.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ