Икебана — это традиционное искусство японцев, способ передачи своего настроения и мироощущения через цветочную композицию. Этот вид искусства сочетает в себе технику компоновки растений с тонкой философией жизни. А зародился он тогда, когда японцы захотели воспроизвести красоту природного ландшафта у себя дома... Поскольку буквально природу не воспроизвести даже самым талантливым рукам, японцы много «информации» оставляют за картинкой — додумывать зрителям. В этом заключается суть японской философии жизни: главное должно оставаться невидимым или, как писала Лина Костенко, — «несказанным». Например, в технике икебаны Икенобо большое внимание уделяется «созданию» ветра, который, на взгляд японцев, приносит радость и счастье, как и искусство создания цветочных композиций.
Японский мастер икебаны, профессор Морибе Такаси, который в четвертый раз за несколько десятков лет практики давал мастер-класс в Киеве, донес за полтора часа лишь основы построения гармонии при помощи растений. Например, что сочетание красного и белого цветов означает пожелание счастья и удачи, а сочетание зеленого и желтого символизирует единство прошлого, настоящего и будущего, а еще — что основное положение центрального цветка в искусстве Икенобо — вертикальное (пусть даже другие растения в композиции стелятся или выгибаются), потому что это символизирует стремление человека к чему-то хорошему.
— Если вы будете в Японии или в своей повседневной жизни смело употребляйте слово «йока», — создавая очередную композицию, рассказывал он. — Случается у вас в жизни что-то хорошее — говорите «йока», есть какая-то неудача — снова говорите «йоко». Какое бы у вас ни было настроение — вспоминайте слово «йока». В зависимости от чувств значение слова меняется. Так же в икебане: мы передаем свое настроение тем, кто будет смотреть на композицию. И даже когда начинаем работать с грустью в душе, к завершению работы все становится на места.
Как уверяет господин Такаси, с цветами нужно обращаться по-хорошему: ласково обращаться к ним, разговаривать и показывать восторг от созданного (сам мастер во время работы очень часто разводил руками в восторге от того, что сам создал). Морибе Токаси — 45-ый мастер с начала создания школы Икенобо, находящейся в японском городе Киото. Он работает даже когда очень болен — так получает энергию от растений и намного быстрее выздоравливает. Диалог с растениями — это основа для создания красивой композиции, утверждает он.
— Общаясь и ведя диалог с растениями, можно узнать, в каком положении им лучше всего находиться, — раскрывал он секреты. — Спрашивая это у них, в определенный момент вы получите ответ. В икебане нет правил, мол, у мастера всегда должны получаться успешные композиции, ведь растения тоже живые. Они хорошо себя чувствуют, когда мастер думает только о происходящем сейчас и теперь — только о ситуации, которая есть сейчас. Я считаю, что время «сейчас и теперь» — самое важное. Иначе, если ваши мысли будут где-то далеко, ветка может сломаться, а цветок — не услышать вас.
Икебана, как и каждое настоящее искусство, начинается с философии, ведь одна лишь техника ничего не даст. Во всяком случае, вы не сможете при помощи трех разной величины веток, цветов и зелени воспроизвести «полный космос» и «полумесяц». С точки же зрения мастера, «только тогда, когда мастерство и техника объединятся с силой выражения, можно говорить о настоящем искусстве». Мастер вкладывает в работу душу, тогда получается композиция оригинальная и неповторимая
В школе, в которой преподает господин Такаси, учатся тысячи учеников, которые досконально изучают несколько стилей школы Икенобо — самой старой в Японии, а всего в Стране восходящего солнца есть около двух тысяч разных школ икебаны. Как правило, на создание одной композиции у мастера уходит несколько часов, но в Киеве Марибе Токаси создавал композиции намного быстрее благодаря двум помощницам: госпоже Ямаде, преподающей это искусство в Москве, и Анжеле Лобастовой, благодаря которой действует школа Икенобо в Киеве.
По его словам, больше всего ученики волнуются на занятиях по стилю рикки — когда при помощи растений изображается пейзаж. Мастера, чтобы удержать растения, используют проволоку (ее не должно быть видно) и специальный скотч. Они скрепляют ими внизу несколько веточек в расширяющийся пучок — такая форма символизирует искреннюю душу. Вообще же композиция символизирует космическую гармонию, «полный космос».
По словам господина профессора, не все школы любят использовать в икебане сухие листья и ветки, но его классическая школа не отказывается от такого материала — на взгляд Марибе Токаси, даже неживые цветы являются символом жизни, пусть в другой форме. Таким образом он подтверждает аксиому японской философии: все в этом мире имеет свое назначение. Правда, кажется странным, что не используют растений с плодами, считая, что «жизнь растения уже закончилась».
В школе традиционной японской икебаны самым старым изучаемым стилем является шоука, основанный еще 1800 лет назад. На первый взгляд, он как будто несложный, чего не скажешь о философии. В его основе — три ветви, символизирующие небо, землю и человека.
— Основная ветвь — в центре, она по форме напоминает полумесяц. Это символизирует состояние, когда мы все еще волнуемся и пребываем в состоянии напряжения, — тренировал непривыкшие к «видению невидимого» мозги слушателей японский мастер. — Но я прошу, чтобы полумесяц до конца нашей встречи превратился в полный — символ дружбы, гармонии со Вселенной... В Японии принято именно в невидимом передавать чувства и ощущения человека. Поэтому если вы, будучи у нас, увидите это произведение, знайте — с вами хотят подружиться.
Среди цветов, которые использовал Морибе Такаси, были обычные для нас розы, ромашки, ветви деревьев, нарциссы, листья фикусов и редкие, предоставленные мастеру киевским Ботаническим садом им. Фомина. Людей, которые захотят создать дома какие-нибудь цветочные композиции, господин Такаси призывает к «сезонности» — брать в работу те цветы, которые есть в данное время года, ведь «у людей, понимающих сезонность в фруктах и растениях — очень широкая душа. Используя сезонные цветы, душа и сердце человека обогащаются». Есть над чем подумать... Как и над следующим примером японской философской мысли: работая над композицией с листьями каллы, которые, по его словам, когда-то заменяли японским женщинам зонтик, он заметил: «В Японии считают, что женщина выглядит очень привлекательной в темноте, вдали и под зонтиком».
Все время мастер и его помощники использовали острые ножницы — необходимое орудие. Они должны всегда блестеть, как меч у самураев, и всегда быть в хорошем техническом состоянии. В самом конце он создал подарок для киевлян: при помощи растений передал свое видение Киева из космоса. Это выглядело так: в четырех вазах — много веток с желто-зелеными листьями («я слушаю ветви, и это символизирует послушность моей души»), которые напомнили ему золотые монеты, прибавил к ним несколько листьев «профилированного» фикуса, белые лилии — символ искреннего сердца, и неизвестные красные цветы — символ запала и воодушевления киевлян...
Все время, работая над 12 композициями, мастер не только вел диалог с растениями (наверное, этот диалог был больше невербальным), но также общался с киевлянами, постоянно повторяя, какие хорошие в зале зрители, и как слушаются его растения благодаря этому. Морибе Такаси пообещал, что обязательно еще раз приедет в Киев, потому что «здесь такая внимательная публика, что цветы слушаются меня, как никогда».