Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Диалог света с цветом

Иво Лилль и Александр Дубовик в луцком музее
4 июля, 2019 - 10:07
АЛЕКСАНДР ДУБОВИК. ЛЕТНЕЕ СОНЛЦЕСТОЯНИЕ. 2011

За неполный год своего существования Музей современного украинского искусства Корсаков, прообразом которого несколько лет подряд была галерея современного украинского искусства «Арт-кафедра», видел в своих стенах не одну выставку — от масштабных групповых проектов наподобие «Герметического круга Карла Зверинского» до персональных экспозиций украинских художников разных поколений. Как убеждают нас владельцы наибольшего частного музея современного украинского искусства семья Виктора и Леси Корсаков, их институция позволяет «вырваться из рамок будничности в пространство, где жизнь временно не существует». Этому способствует и мощная коллекция меценатов, отчасти презентованная в постоянной экспозиции музея. Впрочем, всегда полезно выходить за привычные горизонты и не ограничивать свою оптику исключительно национальным контекстом.

Первым шагом к этому и стала выставка двух художников Иво Лилля и Александра Дубовика. Идея ее проведения родилась спонтанно, год назад, продиктованная конгениальностью обоих художников. Эстонский мастер художественного стекла и легендарный украинский живописец сразу нашли точки касания, из-за чего личное знакомство переросло в художественный диалог другого формата. Их произведения заговорили свойственным им языком света и цвета, эманируя новые смыслы, которые рождаются как результат синергии. Интересно, что даже организация выставки стала общим делом двух кураторов Елены Сом-Сердюковой и Марины Стрельцовой.

Глубоко символические, фундаментальные для нашего бытия свет и цвет объединяют автономные, ассоциативные художественные миры Лилля и Дубовика, выводят их в плоскость метафизики, актуализируют категорию прекрасного. Их произведения балансируют на грани модернистской целостности и постмодернистской иронии и дискретности ежедневной реальности. Иногда утонченная декоративность работ обоих художников наталкивается на острые углы агрессивных форм. Буйство солнечных цветов в живописи Александра Дубовика и мерцание светоносных прозрачных поверхностей стекла Иво Лилля прерывают черные тревожные «паузы». Стремление «дефрагментировать» окружающий мир через осознание культурных пластов и законов природы влечет метамодерные поиски художниками экзистенциональной глубины. А свойственный им обоим гуманизм неоднократно принуждает раздумывать над тем, «как прикоснуться к тому, что находится за границей человеческого измерения?» /Александр Дубовик/

Оперируя базовыми геометрическими элементами мироздания и совокупностью свойственных лишь им идеограмм, художники раскрывают зрителю всю сложность связей и тождественность микро— и макрокосмоса, природы и Человека. Вспомним хотя бы знаменитые «букеты» Дубовика и бесконечную формальную и в то же время философскую игру Лилля в «знаки» природных стихий и явлений. Выставка «Диалог света с цветом» лишний раз убеждает в плодотворности сопоставления не только оригинальных эстетических и философских концепций, но и разных видов художественной деятельности, дизайна и изобразительного искусства. Оказывается, им есть, о чем дискутировать и что сказать любознательному зрителю.

Невзирая на наличие разных уровней коммуникации (междунациональной, межличностной, межвидовой, образно пластичной), выставка фокусируется именно на диалоге света и цвета. Не как явлений сугубо физического мира, которые влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека, но и как метафор духа, знаний, вечных ценностей и течения времени. Кажется, минималистическое стекло Иво Лилля рождено светом, оно благодаря нему совершается, а цвет насыщает его оттенками значений. Цвет в картинах Александра Дубовика не только раскрывает форму — он рассказывает свою историю: от жизнеутверждающей до апокалипсической. Взаимодействие со светом ставит его в один ряд со знаками-символами мастера.

В культурной и художественной полифонии современного мира формат диалога дает возможность остановиться и услышать голос другого, вырваться из тенет клипового мышления, попробовав почувствовать, понять, проанализировать неизвестное. А к диалогу таких художников-философов как Александр Дубовик и Иво Лилль, поверьте, прислушиваться стоит...

Марина СТРЕЛЬЦОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ