«Вы счастливый человек, потому что уже в Опишне», — написано мелом на деревянной доске при входе в Национальный музей-заповедник украинского гончарства в полтавском поселке. После этого сразу чувствуешь себя своим на I Неделе национального гончарного движения в Опишне «Здвиг-2009», которая проходила здесь с 29 июня по 5 июля. «День» попал сюда, когда праздник был в самом разгаре: уже несколько дней в поселке проводились научные симпозиумы о роли и вкладе Опишни в мировую керамологию. В музее-заповеднике продолжалась выставка «Керампик в Опишном», где собраны наилучшие работы 52 гончаров из различных областей Украины: двуглавый лев, подсвечники, скелет рыбы, скульптуры богинь, крестьян и казаков — всего на территории музея под открытым небом выставили 119 глиняных изделий. Также работал III Молодежный фестиваль, в котором участвовали 70 гончаров в возрасте от 10 до 21 года из Украины, России, Молдовы и Беларуси. Но основным мероприятием недели был Национальный день гончара, который отмечали 4 июля.
С ГЛИНОЙ НА «ТЫ» ПОЧТИ ВСЕ ОПИШНЯНЕ
На этот день были запланированы мастер-классы от ведущих гончаров Украины, выставка-ярмарка глиняных изделий, экскурсии в местные музеи гончарства, творческие соревнования между мастерами, а самое главное — должен был решиться вопрос — получит ли этот праздник статус государственного, чего в Опишне ждут уже более 20 лет (впервые День гончара был проведен в 1989 году). Решить этот вопрос пообещал министр культуры и туризма Василий Вовкун, который стал гостем праздника.
— С понедельника я буду инициировать, чтобы День гончара стал государственным праздником, — отметил министр. — Потому что мы живем в действительно счастливом времени, когда Опишня возрождается в тех традициях, которые были переданы нам еще дедами-прадедами, и рядом с нами сидят старейшины гончарного искусства, которые известны далеко за пределами Полтавщины. В этом году было непросто провести такой многолюдный праздник, но как от него отказаться, когда Опишне это так необходимо?
Как говорят сами опишняне, пока будет светить солнце и пока не закончится у них глина, они не оставят этого искусства. Немало надежд возлагают на молодежь, которая перенимает знания от своих дедушек и бабушек. Также в поселке действует Государственная специализированная художественная школа-интернат «Коллегиум искусств в Опишне», воспитанники которой уже доказали, что являются достойной сменой мастерам. Во всяком случае, на Дне гончара их мастер-классы были на таком же высоком уровне , как и у опытных художников. Девушки также на «ты» с гончарным кругом, и украшали готовые изделия украшениями из глины.
— Это налепной декор, — говорит ученица 9 класса коллегиума Инна, и показывает миску, на стенках которой налеплено несколько цветков и листочков. — Сначала я сделала на гончарном круге мисочку, теперь из глины раскачиваю маленькие шарики и леплю из них элементы декора (Инна рассказывает, а ее пальцы ни на мгновение не останавливаются, все время крутят из глины качалочки, лепестки цветков). — Прежде, чем расписать эти элементы красками, миску еще нужно обжечь в печи при температуре тысяча градусов, потом полить глазурью, это придает изделиям блеск, после этого еще раз обжечь миску, и изделие готово.
— Ты забыла еще один момент — про роспись красками, — подсказывает Инне еще одна ученица коллегиума София. — Их наносят после первого выжигания, делают это спринцовками, в которых находятся краски из природного материала. Их мы делаем сами: разводим белую глину и добавляем синие, желтые, зеленые либо другие красители. Для работы также нужны влажная губка и кусок чистой ткани (чтобы постоянно увлажнять пальцы и вытирать их, потому что глина не любит сухих и грязных рук), а также стек — деревянный тесачок, которым вырезают линии, прокалывают дырочки.
Отдельно мастер-классы проводили опытные мастера. По их словам, самое важное — научиться ставить глиняное изделие на центр круга, потому что как только он сместится в сторону, изделие выйдет кривым.
— Сначала берем кусок глины, бросаем на центр круга, и начинаем крутить ногами нижний диск, — рассказывает гостям праздника Наталья Бурини, сидя за гончарным кругом. — Сужаем руками глину, а потом вытягиваем, формируя стенки кувшина. Когда изделие готово, его нужно снять с круга. Для этого нужно провести между кругом и дном кувшина специальной ниткой или проволочкой.
У пани Натальи это вышло умело и быстро, потому что кувшин был небольшого размера, а вот у ее коллеги-гончара не все сложилось хорошо — горшок был сантиметров 30-40 высотой, поэтому поднять его с круга было непросто: глина сырая и слишком тяжелая.
ДЛЯ МАСТЕРОВ ВАЖНО ОБЩЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ
Посмотрев на работу молодых и опытных мастеров, и самому захотелось попробовать себя в роли гончара. Как раз рядом с ученицами коллегиума за столами сидели бабушки-гончарщицы и учили делать свисточки. Дело вроде бы несложное, но это только на первый взгляд. Когда сидишь рядом с Лидией Онашко, которая делает свистульки уже 38 лет, чувствуешь себя абсолютно непригодным к гончарству: пальцы словно деревянные, и совсем не слушаются, глина быстро пересыхает в руках, трескается и приходится начинать все заново.
— Сначала отщипываем от глины кусочек, — говорит Лидия Онашко. — Теперь катаем в ладонях качалочку и делаем снизу дырку, пальцем пробиваем глину внутрь. Это нужно для воздуха, чтобы когда дуешь в свистульку, был звук. Потом лепим с другой стороны качалочки ушки. Вытягивай глину, не бойся, и руки постоянно мочи, — подсказывает пани Лидия.
Следуя рекомендациям мастерицы, с горем пополам делаешь своему зайке уши, потом хвостик, прокалываешь стеком глаза, а вот дырочку — для того, чтобы свистеть, мастерица не доверяет делать никому. Говорит, что здесь требуется умение и опыт, а одно неудачное движение стеком — и вся работа насмарку.
— И последний момент — проверить свисток на деле: набрать в легкие воздух и свистнуть на всю Опишню, — говорит мастерица, и дует в свисток: звук вышел хоть и глухой, но радуется и такому результату. Сделанную собственноручно свистульку не сравнить с теми, которые делает гончар Николай Пошивайло. Он занимается гончарным делом уже 49 лет, а в Опишне создан Музей-усадьба Пошивайло, где собраны наилучшие работы этой семьи. Есть у мастера и свои секреты, как сделать свист более мелодичным: он льет в середину свистка немножко воды и тогда звук становится похожим на пение соловья. Делает Николай из глины все что угодно — тарелки, чашки, горшки, кувшины, копилки... Такие же изделия продавали и другие мастера, но у одного — из белой глины, у другой — красной, у кого-то — глазированной, а у кого-то — нет.
Цены на изделия достаточно умеренные: по 5-10 гривен свистки, 35-40 гривен кувшины, 10-20 — глиняные тарелки. А вот изделия художника-керамиста Сергея Денисенко из Василькова по карману не каждому — от 150 до 800 гривен за одну миску. Как объясняет гончар, это авторские работы, которые можно увидеть в коллекциях многих музеев Украины и мира. А цена высокая, потому что использует дорогие материалы и на роспись одной тарелки тратит, как минимум, шесть часов. Как говорит гончар, на это время он становится аквалангистом и затаивает дыхание, чтобы каждая линия была насыщенной, ровной, и обязательно пела. Для самих же участников недели национального гончарного движения была намного важнее общения между собой.
— На «Здвиг-2009» мы собрали всю гончарную элиту Украины, и меня это радует, поскольку без таких мероприятий каждый из мастеров живет сам по себе. А им необходимо общение, обмен опытом. Так они вдохновляют друг друга на творчество, им хочется делать лучшие и лучшие изделия. Потом они ездят друг к другу на выставки, заряжаются энергией, без таких встреч они начинают деградировать и работать на заказ, а для это не требуется много времени и души, — говорит доктор исторических наук, керамолог, этнолог и один из организаторов праздника Олесь Пошивайло, сын гончара Николая Пошивайло. — «Здвиг» — значит собрание, скопление людей, а «здвиження гончарства» — это шаг для того, чтобы сдвинуть с места ремесло. Ведь наибольшие в Украине опишнянские заводы художественной керамики нынче стоят — один прекратил работу в 2003 году, а другой в прошлом году выкупил бизнесмен всего за 500 тысяч гривен. Сегодня на заводе занимаются перемоткой трансформаторов и другими делами, не имеющими отношения к гончарству, а печи просто разбирают на кирпич и продают за бесценок. В самой Опишне гончарством занимается человек 25, — на 8 тысяч населения это очень мало.
В следующем году опишняне хотят повторить неделю гончарства и убеждены, что пока в Опишне живут гончары, — празднику быть.