Праздничные мероприятия в Феодосии начались с возложения цветов и венков к могиле художника, затем возле памятника Ивану Айвазовскому прошло выступление творческих коллективов и концерт участников XIX Международного музыкального фестиваля «В гостях у Айвазовского». В кинотеатре «Пионер» демонстрировался фильм «Сотворение стихии. И. К. Айвазовский», в Музее Грина презентовали книгу Евгения Белоусова «Иван Айвазовский» о детских и юношеских годах великого живописца, а в Центральной детской библиотеке состоялось виртуальное путешествие «Иван Айвазовский — всемирно известный художник-маринист». Кроме того, в Музее древностей открылась выставка уникальных экспонатов «Черное море». Завершился день праздничным концертом, на котором прозвучала скрипка Страдивари! Специально на юбилей приехал известный украинский скрипач, давний друг Феодосийской картинной галереи и поклонник творчества Айвазовского Валерий Соколов, который сейчас живет в Лондоне.
Напомним, в творческом наследии И. Айвазовского около шести тысяч картин, значительная часть которых посвящена любимой им водной стихии. Морские пейзажи так разнообразны, что остается только удивляться, как удавалось мастеру постоянно находить новые оттенки в передаче природной стихии, сохраняя при этом неизменным собственный неповторимый стиль. Как признавался сам Иван Константинович Айвазовский: «Море — моя жизнь!». В виртуозности творчества мастера можно убедиться, посетив Феодосийскую картинную галерею, собранную художником-меценатом коллекцию полотен он подарил любимому городу. Здесь хранится без малого 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе самая большая в мире коллекция произведений Ивана Константиновича — 417 работ! Наиболее известные среди них: «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль «Мария» на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно «Среди волн». В галерее собраны также работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков и современников великого художника: Волошина, Богаевского, его учеников — Лагорио, Латри, Фесслера, Куинджи. О значении Айвазовского-мариниста лаконично выразился выдающийся армянский художник ХХ века Мартирос Сарьян, уловивший суть вдохновенного творчества своего великого коллеги: «Какую бы ужасную бурю не увидели мы на его картине, в верхней части полотна сквозь скопление грозных туч всегда будет пробиваться луч света, пусть тоненький и слабый, но возвещающий спасение. Именно веру в этот свет пронес через века породивший Айвазовского народ. Именно в нем, этом свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».
Возможно, не все читатели «Дня» знают, что Иван Константинович создал высочайшего уровня жанровые картины, писал на библейские и античные темы, а также портреты. Художник в совершенстве овладел рисунком и графикой. Ему принадлежит первенство в изображении степных украинских пейзажей с ветряными мельницами, жнецами, чумацкими телегами, запряженными волами, стадами овец в степи: «Камыш на Днепре», «Чумацкая валка», «Украинский пейзаж», «Во время жатвы на Украине». Холсты живописца образно, эмоционально запечатлели местные колорит и обычаи. В этих полотнах выражена любовь к Украине, к ее трудолюбивым, веселым и непосредственным людям. Любви к природе Украины и ее народу способствовало знакомство с Тарасом Шевченко и Николаем Гоголем (Айвазовский и Шевченко учились в Императорской академии искусств в разные годы, но их творческие пути не раз пересекались).
Художник с мировой славой мог выбрать для жизни и творчества любой город мира, а он уезжает в провинциальную Феодосию. «Меня тянет в Крым, к Черному морю», — признается Айвазовский. В Феодосии он строит по собственному проекту недалеко от моря дом, в котором в 1865 году открывает «Общие художественные мастерские» — своего рода филиал Академии искусств. Кстати, их окончили ставшие потом известными художниками Лев Лагорио, Михаил Латри, Константин Богаевский.
Нынче любой феодосиец скажет, что благодаря Айвазовскому были построены железная дорога Джанкой-Феодосия, торговый порт, публичная библиотека, открыта армянская школа и типография и т. д. Ивана Константиновича избрали первым почетным гражданином города. На улице Итальянской (теперь ул. Горького) построили оригинальный фонтан-памятник, украшенный увенчанной лаврами палитрой с надписью «Доброму гению». Во время Второй мировой войны памятник пропал. В 2004 году его восстановил по старым открыткам феодосийский скульптор Валерий Замеховский, и памятник вновь стал украшением и визитной карточкой города. От прежнего он отличается колоннадой и надписью «Великому Айвазовскому и ученикам его — благодарная Феодосия»!
А вот фонтан, построенный на средства Ивана Константиновича по его проекту в 1888 году, представляет теперь лишь историческую и художественную ценность. Долгие годы к нему поступала вода по 26-километровому трубопроводу, проведенному из имения Айвазовского. Возле фонтанного крана по распоряжению художника повесили серебряную кружку, и каждый горожанин и приезжий мог бесплатно утолить жажду. Фонтан сохранился до наших дней, но вода в него теперь не поступает — трубопровод нарушен при строительстве очередной элитной многоэтажки неподалеку.
В книге «Жизнь великого мариниста», написанной армянским искусствоведом Манасом Саргсяном, подано много неизвестных фактов. Перевод книги вышел в «Издательском доме Коктебель». Например, о том, как Иван Константинович дал свою фамилию сыну старшей дочери Елены — Александру. Выйдя замуж, все четыре дочери художника от первой жены взяли фамилии мужей, и Айвазовский переживал, что его родовая фамилия не сохранится. Император Николай II удовлетворил просьбу художника, и к внуку Александру перешли, как просил знаменитый дед, фамилия, герб и «достоинства дворянского рода».
Память о предке внук бережно хранил всю жизнь, собирал семейный архив. Александр Латри написал мемуары, которые на английский язык перевел его племянник Генри Сенфорд, семь лет назад посетивший Крым, чтобы пополнить семейный архив новыми сведениями о предках.
Мало кто знает, что первой любовью Айвазовского была итальянская балетная дива Мария Тальони, блиставшая на сцене петербургского Большого театра.
Женитьба художника на дочери петербургского врача Юлии Гревс, работавшей гувернанткой у феодосийских знакомых Айвазовского, счастливой не была — семейная жизнь не сложилась. Супруга через двенадцать лет уедет от мужа. Официального развода Айвазовскому придется добиваться долго. После встречи со вдовой известного феодосийского купца Анной Саркисовой (по некоторым источникам Саркизовой, в девичестве Бурназян) художник решил вновь попытать семейного счастья. В браке с Анной, которая была на сорок лет моложе 65-летнего избранника, Айвазовский был очень счастлив. Кстати, после смерти супруга Анна Никитовна в течение 25 лет (!) соблюдала траур, не покидая флигель, в котором поселилась. В добровольном затворничестве она пережила Первую мировую войну, революцию, интервенцию, гражданскую войну, голод и разруху... Умерла Анна 25 июля 1944 года, пережив мужа на сорок четыре года. Похоронена в Феодосии рядом с могилой Ивана Константиновича. «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» — эти слова начертаны на мраморном памятнике на могиле непревзойденного мариниста. 82-летний художник умер 2 мая 1900 года в милой его сердцу Феодосии. Похоронили его рядом со средневековой армянской церковью Святого Саркиса.