Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Должен найти курант своих предков»

К 140-летию со дня рождения украинского художника-неовизантиста Петра Холодного
11 января, 2017 - 10:03

В воскресное утро, на площади перед входом в Лычаковское кладбище во Львове друг за другом подъезжают автобусы с польскими туристами. Веселые и улыбающиеся, со свечами и цветами, они группками или по одному направляются к мемориалу «Польских орлят», чтобы поклониться памяти воинов за польскую государственность 1918-1920-х годов. Глядя на их уважительное отношение к своему прошлому, возникает мысль, а сколько украинских граждан, приезжающих в Варшаву, знают о существовании православного кладбища «Воля», побывали на участке, где похоронены борцы за волю и государственность Украины, или зажгли свечу памяти на могиле министра образования УНР, художника Петра Холодного.

Как свидетельствует «Энциклопедия Украиноведения» (потому что в «Словаре художников Украины» нет даже упоминания) «визначний маляр-імпресіоніст з нахилом до ліризму і неовізантист» Петр Холодный-старший родился 18 декабря 1876 года в старинном городе казацкой славы — Переяславе, в известной национально-интеллектуальной семье Холодных (дед занимал должность бургомистра, а отец — Иван Холодный был городским головой). А по маминой линии род происходил из полтавской иконописной среды. «Украинская стихия царила в городе повсюду, небольшой кружок российских чиновников от правительства был нам совсем чуждым, а жизнь их неинтересна», — вспоминал позже художник.

Учась в Киевской гимназии, последние два года Петр Холодный посещал вечерние занятия в рисовальной школе Николая Мурашко.

По окончании природоведческого факультета Киевского университета, с 1898 года преподавал на кафедре физики технической школы, а в 1906 году был назначен директором коммерческой школы в Киеве. Педагогическую работу совмещал с творческой — рисовал для собственного удовольствия. «И этому своему увлечению, — отмечает профессор Роман Яцив, — П. Холодный, может быть, не придавал бы такого значения, если бы не случай в 1910 г., когда его приятель без ведома художника отдал две его картины на выставку киевских художников».  Неожиданно эти произведения получили одобрительные отзывы, как в прессе, так и среди профессиональных художников. Петр Холодный начинает интенсивно рисовать — на протяжении следующих лет создает полотна «Ивасик и ведьма», «Ветер», «Екатерина», «Мрачный день», в то же время исследуя технику и технологию давней иконописи и украинской народной живописи. Как вспоминал позже: «Большое удовлетворение получал от изображений «Мамай», «Казак — душа правдивая»... Мои предки со стороны матери были художниками, а несколько из их работ осталось дома. На этом материале подрастало мое сознание. Уже во время начала войны я знал четко, что мне нужно. Сам для себя полушутя я сформулировал это так: должен найти курант моих предков. (Курантом называется камень, которым на большой плите растираются краски.)»

Подтверждением этому стала картина 1916 года «Дівчина і пава» — живописно впечатляющее полотно, наполненное поэтической утонченности и художественной чувственности украинского модерна. Этим произведением художник сразу себя манифестировал как одного из главных отечественных символистов, эстетически близких самым выдающимся произведениям этой эпохи, в частности картинами австрийца Г. Климта.

В период революции и украинской государственности Петр Холодный работал в «Секретаріяті народної освіти Української центральної Ради і міністерстві освіти, за Директорії товаришем міністра». В ноябре 1920 года в статусе министра народного образования вместе с правительством и армией УНР эмигрировал в Польшу. Весь путь от Киева через Житомир, Винницу, Проскуров, Каменец-Подольский был задокументирован художником масляными этюдами и карандашными набросками. В Тарнове, в лагерях для интернированных офицеров и воинов армии УНР П. Холодный «читает лекции о состоянии и перспективах национального искусства, рисует портреты генералов и членов правительства, старшин и казаков, а также ряд пейзажей».

В 1921 году художник переезжает на Галичину — в Николаев, а затем — во Львов. Здесь, по инициативе художников-эмигрантов с востока Украины, организовывает и возглавляет «Кружок деятелей украинского искусства», активно участвует в творческой деятельности и выставках 1922—1927 гг. Кисти художника принадлежат портреты современников: Н. Юнакова, М. Безручко, В. Сельского, М. Омеляновича-Павленко, атамана Ю. Тютюнника, полковника Н. Палиенко, Д. Витовского, О. Гуляй-Гуленко, писателей В. Самийленко, Ю. Романчука, о. Иосифа Слепого; ряд женских портретов; а также исторически жанровые полотна — «Выезд из замка», «Поход князя Игоря на половцев», «Ой, у полі жито...».

Одновременно на протяжении лет художник трудится в сфере сакрального искусства — иконы и витражи Успенской церкви, иконостас и стенопись в церкви Святого Духа Львовской духовной семинарии, ряд икон в церквях сел Раделичи, Холоив, Боровичи, Зубец. В этих произведениях украинская художественная традиция и иконографическая византистика совмещается с образно-колористическими приемами народного искусства.

Подводя итог повествования об украинском государственном деятеле и талантливом «известном и в то же время неизвестном художнике», его роли в украинском культурном процессе, хочу завершить словами автора монографии «Українські митці в світі» (Львов, 2013) профессора Галина Стельмащук: «Уже с 1916 года он (Петр Холодный) начал использовать давнюю иконописную технику в религиозных и светских композициях, которые он сознательно наделял отдельными стилистическими чертами византийской традиции, трансформируя ее в духе современного ему модерного искусства. Таким образом, Петр Холодный рядом с Михаилом Бойчуком и Олексой Новакивским стал одним из основателей украинского национального стиля в изобразительном искусстве, который получил название неовизантизм».

Ярослав КРАВЧЕНКО, кандидат искусствоведения. Фоторепродукции картин предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ