Домра — древний славянский струнный инструмент — играл главную роль в действе. Была представлена первая в мире электродомра. Мастера соединили аутентичное акустическое и электронное звучание, что существенно расширяет использование инструмента. Специальным гостем феста «ДомРа» стала известная певица Нина Матвиенко. Демонстрировались украинские костюмы, привезенные из Полесья, Подолья и Полтавщины. Почти все зрители пришли на фестиваль в вышиванках.
Главным событием этнофорума стал концерт группы «ДомРа», исполнившей 12 народных песен в оригинальных аранжировках: «Щедрий вечір», «Чом ти не прийшов», а веснянки и купальские песни обогатились элементами джаза. В перерыве выступления лидер группы домрист Виктор Соломин и вокалистка Анастасия Друзюк общались с представителями СМИ. Фотографы снимали новый инструмент, сделанный по заказу Виктора в единственном экземпляре киевскими мастерами Андреем Степановичем и Олегом Стогоном из редких пород дерева — остролистого канадского клена и палисандра. Напомним, первые сведения о домре датируются XVI веком, а отныне инструмент существует и в электрическом формате.
— Расскажите, пожалуйста, сколько времени понадобилось на изготовление электродомры и каковы новые возможности этого инструмента?
— Электродомру сделали за месяц. Я поставил задачу, мастера месяц думали, а потом сделали инструмент. Работа началась ровно год назад. Они сами выбирали материал, из которого сделать детали, ведь они специалисты. Я считаю, что мастера сделали очень хороший инструмент — это домра нового поколения...
Эффектов было несколько: лупер (эффект повторения фрагмента звучания), дисторшен (эффект «грязного» звука), реверс (воспроизведение звуков в обратном порядке) и дилей (эффект «отголоска»). На самом деле это лишь сотая часть того, что я мог бы показать. Просто педали (устройства для приведения в действие звуковых эффектов) получил буквально позавчера. Все, что за это время усвоил — показал на концерте. Но, к сожалению, для домристов это какая-то недосягаемая величина или цель, нечто далекое. Никто этого не делает. И я рад, что первым использовал все эти эффекты в игре на домре. Кажется, неплохо получилось.
— Теперь, с новым кругом возможностей, не думали ли вы еще над какими-то проектами с использованием других этнических традиций?
— Пусть приглашают, я все сыграю. Пока организовывать новые проекты не планирую. А украинский фольк-джаз «ДомРа» — «цветочек», который еще нужно выращивать и ухаживать за ним. 12 песен — «пионеры», скоро будет более 20 — для двух полноценных отделений концерта. Они будут очень разными. Я пытаюсь расширить горизонты аранжировки для украинских песен и таким образом увеличить аудиторию, которая слушала бы украинский фольклор в том или ином виде.
— На каких этнофестивалях планируете выступать с этой программой?
— Мы послали заявки на все значительные украинские фестивали такого рода: «Країна Мрій», «Шешори», «Гоголь-Фест». Джазовый фестиваль «Коктебель» обещал отправить на сегодняшний концерт своих представителей, чтобы они оценили наш материал. Мы продолжим вести переговоры с фестивалями, а 18 июня приглашаем киевлян на свое выступление в арт-клубе «44».
— В вашей группе Solominband с вами играют другие музыканты. Почему вы не пригласили их в этот проект?
— Я сначала огорчался, что тот или иной музыкант оказывался занятым с каким-то другим артистом. Вот, например, басист Константин Ионенко, с которым я играю в Solominband, работает также с певицей Гайтаной. Там у него более высокооплачиваемая работа, а здесь он больше занимается творчеством. Я начал репетиции программы «ДомРы» вместе с Корниенко, значит, он и будет ее играть. Это большая, абсолютно новая программа. А в Solominband останутся все те же участники.
СПРАВКА «Дня»
Виктор Соломин — музыкант, аранжировщик, композитор, энтузиаст домры. Родился в России, учился в Харьковской консерватории и Харьковском институте искусств. Работал в Харькове и Москве, потом в Нидерландах и Чехии. В настоящее время живет в Киеве, создал собственные группы: в 2004-м — Solominband и в 2009-м — «Домру».