В 2007 году человечество использовало годовой объем восстанавливаемых ресурсов уже 6 октября. Согласно британским исследованиям 2006 года, на протяжении четырех лет потребление одежды выросло на треть. Автоматическая стирка и сушка потребляют до 82% всей энергии, которую забирает продукт за весь свой жизненный цикл (от производства до использования), при этом лишь 10% грязного белья действительно грязны. Но если обычную футболку стирать при температуре 60 градусов, сушить в автоматической сушилке и гладить, то за свой жизненный цикл она спровоцирует выбросы в атмосферу 4 кг углекислого газа. Выращивание хлопка — наиболее химически насыщенная отрасль сельского хозяйства. Хлопок занимает только 2,5% почвы, но на его качественное выращивание расходуют до 11% химикатов, применяемых в мире.
Эта информация — едва ли не самая важная часть экспозиции «Экошик». Собственно, принцип формирования здесь очень прост: в ЦСМ представлена одежда от 14 шведских дизайнеров и модных компаний, поддерживающих и пропагандирующих рациональное отношение к моде. Они используют экологические ткани, гарантируют соблюдение эко-стандартов и условий честного труда на своих производствах, заботятся об уменьшении вредных выбросов при транспортировке и при всем этом не жертвуют собственно модой. Оказывается, есть четкая международная экологическая маркировка, которую производитель (сведя до минимума потребление воды и химикатов, используя вторичное сырье) может заслужить после внимательного мониторинга со стороны соответствующих организаций; на таких же строгих условиях предоставляется маркировка «Справедливая торговля» — это означает, что поставщик сырья получил за свой продукт минимальную необходимую цену и что работники получили минимальную официальную заработную плату, определенную в их стране. Одним словом, высокоморальный бизнес, как бы парадоксально ни звучало. Соответственно, «Экошик» составляют образцы одежды упомянутых компаний и плакаты с текстами наподобие вышеприведенных.
Что касается одежды, то здесь нет таких экстравагантных, экспериментальных фасонов, которые можно увидеть по Fashion TV, это сдержанная стилистика, при том действительно элегантная и интересная — эти вещи хочется носить. С идеологией картина более противоречивая. Кроме констатации печального состояния окружающей среды, в ЦСМ также предлагаются определенные рецепты преодоления кризиса. Например, концепция «медленной моды»: покупая одежду, думать о перспективе, то есть покупать то, что будет существовать долго — и в смысле моды, и в смысле качества. Покупать одежду в магазинах секонд-хенда или меняться одеждой с друзьями — мол, это и обновление гардероба, и уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Покупать одежду экологических марок и продукцию социально ответственных компаний — хотя такой продукт с большой вероятностью будет ощутимо дороже «грязного».
Конечно, эти призывы сложно оспорить. Современная экологическая жизнь базируется на сознательном ограничении потребления. Однако отсюда следует и другой парадокс: роскошь быть экологическими могут себе позволить действительно обеспеченные, развитые страны: мы же очень часто бывали «зелеными» поневоле. Большинство украинцев еще слишком хорошо помнит, когда почти все вынуждены были одеваться в секонд-хендах, стирать руками, многократно перешивать и латать старую одежду, годами ходить в одних и тех же джинсах и тому подобное. И это — без какой-либо «зеленой» идеологии, без общественных кампаний за чистоту окружающей среды. Стоит также добавить, что за «зеленую» экономику нужно дорого платить — та же ветровая энергетика является полностью дотационной, хотя и преимущества от сбережения ресурсов также очевидны. Впрочем, обсуждение вопроса на уровне: «зеленые», потому что богатые или богатые, так как не забывают о природе — по производительности будет напоминать давний диспут о первенстве курицы или яйца. Видимо, общество, которое по-настоящему стремится к благосостоянию и процветанию, позаботится и об окружающей среде. Проверено: тоталитарные режимы безразличны и к собственным гражданам, и к воде, которую они пьют, и к воздуху, которым они дышат; свежий пример — советская власть, которая глазом не сморгнув строила катастрофически вредные производства прямо в границах городов, загубив таким образом Днепропетровск, Запорожье, Донецк — список может быть длинным.
Имеем шанс в конце концов стать и демократичными, и экологичными, и модными, и обеспеченными — как шведы. Стоит только по-настоящему захотеть. А как это сделать конкретно — уже, наверное, тема для отдельной статьи.