Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дрогобыч — фестивальный город

С ним связаны имена Котермака, Франко и Шульца...
16 июня, 1996 - 19:59
ВЫСТУПАЕТ ЦЕРКОВНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ХОР «ВІДЛУННЯ» (РУКОВОДИТЕЛЬ — НАДЕЖДА БУНЬ), СОЛО НА ТРУБЕ — АНДРЕЙ МАРЧУК / ФОТО ИЗ АРХИВА ФЕСТИВАЛЯ

Ныне далеко не каждый город с населением около 100 тысяч может похвастаться двумя мощными фестивалями. Один из них — Международный фестиваль Бруно Шульца, хотя и сравнительно молодой (в 2008 году прошел в нашем городе в третий раз), однако он уже имеет многочисленных сторонников и свои традиции. И не только «содействует интеграции Украины в европейское культурное пространство», является своеобразной международной «визиткой» Дрогобыча, но и выполняет социально-общественную миссию — приучает жителей города к уважительному и толерантному отношению к неоднозначной, волнующей, трагической и все же «гениальной эпохе» художника.

Другой фестиваль украинской музыки «Струны души нашей», на первый взгляд, представляется более скромным, однако, он призван ознакомить с достижениями украинского композиторского творчества и исполнительского мастерства. Этот фестиваль в определенной мере замещает отсутствующую в городе филармонию. Автором идеи и неизменным организатором фестиваля «Струны души нашей» является Владимир Грабовский — преподаватель Дрогобычского государственного музыкального училища им. В. Барвинского, член Национального союза композиторов и Председатель Дрогобычской организации НСКУ.

— Как возникла идея проводить всеукраинский музыкальный фестиваль в провинциальном, казалось бы, городе?

— Каждая страна выработала свою фестивальную традицию, и это связано с сохранением и развитием национального музыкального наследия. Сегодня трудно себе представить европейский город даже без одного фестиваля, который периодически в нем проходит. Бывают фестивали симфонической, камерной, вокальной музыки, бывают монографические, т.е. посвященные творчеству одного композитора, бывают фестивали этнографически направленные, есть фестивали современной и старинной музыки, есть фестивали авторской песни, — такое разнообразие фестивальной палитры побуждает каждого, кто хочет проводить фестиваль, к четкому осознанию своей концепции в соответствии с публичными запросами. Скажем, в соседних Польше, Словакии и Венгрии почти каждый город имеет свой музыкальный фестиваль. Более того, украинские музыканты являются частыми и желанными гостями на этих фестивалях. Я сам, по приглашению моих друзей и коллег, часто принимал участие в таких музыкальных спектаклях и видел, какую большую роль играют они в культурной жизни европейских городов, и больших, и малых. Поэтому идея организовать музыкальный праздник в родном городе возникла закономерно, и первый музыкальный фестиваль «Струны души нашей» состоялся уже в 1993 году.

— Он сразу задумывался как фестиваль украинской музыки?

— Идея в начале заключалась в том, чтобы показать и малоизвестные страницы украинской музыкальной классики ХХ века, которая так долго была под запретом по различным причинам, и авангардные поиски наших молодых композиторов. Впоследствии концепция фестиваля органически сочетала в себе как композиторский, так и исполнительский ракурсы. Более того, в фестивалях в Дрогобыче принимали участие и польские музыканты, но всегда, прямо или опосредствованно, фестиваль служит украинской музыкальной культуре во всем ее разнообразии. Вот, например, в прекрасном исполнении украинской пианистки Анастасии ван Проен из Полтавской филармонии на этот раз прозвучало только одно произведение украинского автора — «Бурлеска» М. Скорика, но это был прекрасный концерт нашей современности, соотечественницы, прекрасного музыканта! Я думаю, что и композиторы, и исполнители — это наше национальное достояние, их нужно всячески поддерживать и лелеять, особенно сегодня. Поэтому украинская музыка — это очень широкое понятие.

— А есть ли уже какие-то установившиеся традиции фестиваля?

— Уже на первом фестивальном концерте, который проходил в Кафедральном храме Пресвятой Троицы звучала духовная музыка. В начале это не совсем адекватно воспринималось, но впоследствии и церковь, и публика привыкли к такой форме презентации, и это всегда трогательное событие, которое собирает вокруг себя многочисленную аудиторию и прекрасных исполнителей: хоровые капеллы Дрогобыча (мужской муниципальный хор «Боян Дрогобицький», молодежный хор «Відлуння», камерный муниципальный хор «Легенда» и другие). Кроме того, почти каждый фестиваль посвящен тем или иным юбилейным датам. Так, в прошлом году фестиваль проходил под знаком творчества Богданы Фильц — звучали ее произведения в ряде концертов, прошла творческая встреча с композитором, состоялась научная конференция. Между прочим, тогда же мы организовали интересные концерты Б. Фильц в рамках фестиваля в Долине, Калуше, Стрые. Ныне фестиваль охватил несколько таких знаменательных событий. К 120-летию Василия Барвинского нам удалось организовать научную конференцию при участии ведущих музыковедов Львова, Тернополя, Ивано-Франковска, Киева. произведения композитора звучали в нескольких концертах в исполнении дрогобычских музыкантов, студентов; не обошел вниманием фестиваль и юбилейных дат наших знаменитых современников Мирослава Скорика и Геннадия Ляшенко. Звучала их фортепьянная, камерно-инструментальная музыка в исполнении львовских и дрогобычских музыкантов, представлялись новые нотные издания. Между прочим, в Дрогобыче состоялась премьера произведения Г. Ляшенко «...І дзвону дивного звучання, і тріпотіння листя на вітру...» в исполнении известного фортепьянного дуэта О. Нимилович и У. Молчко (г. Дрогобыч).

Мария КАРАЛЮС, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ